Великая Лавра

 Лавра Святого Афанасия (Великая Лавра) - первенстующий монастырь на Святой Афонской Горе. Он находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова (в самом его конце, где горы спускаются к морю. Монастырь был основан на месте древнего города Акрофи одним из наиболее почитаемых монахов Святой Горы – прп. Афанасием (память 18 июля). Святой Афанасий начал строительные работы в 963 г. при императоре Романе II, продолжив их при близком своем друге - императоре Никифоре Фоке.

Прп. Афанасий привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала, по преимуществу, монашеским образом жизни.

Собор Лавры - первый из построенных на Афоне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей. Храм расположен приблизительно в центре большого двора и почитаем как место успения св. Афанасия Афонского, который построил храм и посвятил его Благовещению Богородицы.

Фрески собора написаны Феофаном Кипрским в 1535 г. и входят в число самых совершенных иконописных произведений Афона. Кафоликон имеет два придела: северный посвящен сорока Севастийским мученикам, а южный - свт. Николаю Мирликийскому. В северном приделе расположена гробница прп. Афанасия, с горящими над нею семью лампадами, внутри которой покоятся мощи преподобного..

В соборе сохраняются святыни: часть от пелен Христовых; части орудий Божественных страстей: губы, трости и др., содержащиеся в одном кресте, части Животворящего Древа Креста Господня, находящиеся в других крестах, один из которых украшен драгоценными и крупными перлами (дар св. Афанасию от императора Никифора Фоки). Этот крест хранится в золотом ковчеге и обычно употребляется для водосвятия, а также для освящения 27 сентября закваски для хлебов на весь год.

В Лавре находятся две чудотворные иконы Божией Матери – «Экономисса» и «Кукузелисса».

Икона «Экономисса» ("Домостроительница") была написана после явления прп. Афанасию Божией Матери при постигшем обитель голоде. Когда все иноки ушли из обители, св. Афанасий сам решил удалиться. Но на дороге он вдруг увидел Жену под покрывалом и удивился, говоря себе: «Откуда здесь взяться женщине, когда вход для женщин сюда невозможен?» Однако Жена сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?». В свою очередь св. Афанасий cпpoсил у Нее: «Ты кто, и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». «Если ты инок, - продолжала Незнакомка, - ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаю твое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий рассказал все, и Жена возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?» «Кто же ты? - спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я - Матерь Господа Твоего», - отвечала Жена. «Боюсь поверить, - ответил старец, - и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень, - отвечала Богородица, - ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей Лавры». Афанасий ударил посохом о камень, и из него с шумом потекла вода, которая до сих пор истекает из того места. Когда он вернулся в обитель, то нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым.

С тех пор Сама Богородица является Домостроительницей (Экономиссой) Великой Лавры, и в этой обители нет должности эконома, а только его помощник.

Икона «Кукузелисса», находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, свое название получила от явления на Афоне в XII в. Царицы Небесной прп. Иоанну Кукузелю (память 14 октября). Иоанн жил в Константинополе и готовился стать придворным певчим, но сильно желал духовных подвигов и удалился на Святую Гору, где, поступив в монастырь, назвался пастухом. Однажды он запел, когда пас стадо, и все стадо остановилось и стало слушать его. Свидетелем этого стал один старец, который и рассказал о том игумену. С тех пор Иоанн стал петь на клиросе. Однажды, во время пения стихиры в Субботу Акафиста, он заснул перед этой иконой и во сне увидел, как Божия Матерь положила ему в руку золотую монету в награду за его усердие к пению. Проснувшись, он обнаружил эту монету у себя в руке.

Среди других святынь, находящихся в Лавре - главы свт. Василия Великого, свт. Михаила Синадского, мч. Александра Пиднского, вмч. Иакова Персянина, прп. Нила Мироточивого, вмч. Меркурия, прп. Иоанна Кукузеля, вмч. Евстратия; глава и левая рука мц. Минодоры, стопа мч. Кирика; части мощей: ап. Андрея, свт. Иоанна Златоуста, прп. Сампсона Странноприимца, свв. царей Константина и Елены, сщмч. Григория просветителя Великой Армении, вмч. Феодора Стратилата, первомуч. Стефана, новомуч. Феодора Византийского; кровь, смешанная с землею, вмч. Димитрия; кровь св. Иоанна Предтечи и др.

Кроме соборного храма и часовен при нем, в Лавре есть еще параклисы: в честь Пресвятой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, свв. Архангелов, св. Иоанна Предтечи, Всех Святых, свт. Василия Великого, свт. Модеста Иерусалимского, смчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, сщмч. Харалампия, прп. Онуфрия, свт. Николая Мирликийского, безсрр. Космы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап.  Иоанна Богослова, вмч. Георгия Победоносца, свт. Михаила Синадского, прп. Афанасия, основателя Лавры. В этом последнем храме находится деревянный крест св. Афанасия в железном окладе, который носил на себе преподобный.

Библиотека Лавры считается самой богатой на Афоне. Она насчитывает более 2500 рукописей, из которых 470 – пергаментные, а также более 20 тыс. печатных книг.

Возле храма стоит бело-красный каменный фиал - самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним растут два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим прп. Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием.

Великая Лавра имеет три скита: прав. Анны, Кавсокаливия и Продром, 5 кафизмат и 40 келий. Самый большой на полуострове скит прав. Анны официально был организован в XVIII в., хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и 51 келия. Главная святыня скита - левая стопа прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Скит Продром, посвященный св. Иоанну Предтече, в середине XIX в. был продан двум молдавским монахам и в 1857 г. получил статус скита. Он находится между Кавсокаливией и Великой Лаврой. Сейчас скит закреплен за румынами и живет по общежительному уставу.

Главная святыня скита – икона Божией Матери «Самописавшаяся» ("Продромитисса"). Название иконы связано со следующим событием. В 1863 году икона была заказана афонской братией благочестивому пожилому молдавскому художнику, примерному молитвеннику Григорию Николаеву из города Яссы. Вначале художник написал облачения, затем начал писать лики Божией Матери и Иисуса Христа, но всякая новая попытка сделать это была неудачной. Он отложил работу и, проведя ночь в усердной молитве, утром собирался ее продолжить. И тут иконописец обнаружил, что икона стоит в полностью завершенном виде. Ему осталось лишь покрыть её лаком. Во время принесения иконы на Афон от нее совершались многочисленные чудесные исцеления больных.

Соседняя территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом прав. Анны. Здесь расположены следующие келии: Керасия, свт. Василия Великого, Катунаки и Каруля. Последняя (Каруля или Карули, что в переводе значит «катушка») внушает паломнику необычайное благоговение. Отцы-пустынники установили блок на отвесе скалы и с его помощью поднимают с берега все необходимое для скудной пустыннической жизни. Местность здесь дикая, келии стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.

Скит под названием Кавсокаливия состоит из 40 калив и находится за местечком Эремос. Название «Кавсокаливия», которое переводится как «поджигатель хижин», скит получил от имени прп. Максима Кавсокаливита (память 26 января), строившего себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый. Каждый день он возле своего шалаша рыл могилу, служил по своей душе панихиду и ложился в нее на ночь. Согласно завещанию прп. Максима, в скиту запрещено ловить рыбу и не имеется рыболовных сетей и лодок. Творения преподобного вошли в «Добротолюбие».

В десяти минутах ходу от Лавры находится уединенная небольшая церковь во имя свв. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона этих святых безсребренников. Лавре принадлежат также пещеры прп. Петра Афонского, прп. Афанасия и прп. Нила Мироточивого.

Расстояние от Кареи до Великой Лавры – 28 км.

 

Великая Лавра

 

Святые врата обители

 

Монастырские постройки

 

Кипарис прп. Афанасия Афонского

 

Храм в честь иконы Божие Матери "Кукузелисса"

 

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

 

Чудотворная икона Божией Матери "Экономисса"

 

Чудотворная икона Божией Матери "Кукузелисса"

 

Гробница прп. Афанасия Афонского

 

Прп. Иоанн Кукузель

 

Окрестности монастыря

 

Источник прп. Афанасия Афонского

 

Икона встречи Божией Матери с прп. Афанасием Афонским

 

Скит Продром

 

Чудотворная икона Божией Матери "Самонаписавшаяся"

 

Ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи

 

Скит святой Анны

 

Пристань Карули

 

 Карули

 

Церковь св. Георгия в Карули

 

Келии Карули

 

Келии отшельников в Карули