СВЯТЫНИ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ

 

Среди многочисленных христианских реликвий существует несколько особых святынь, имеющих прямое отношение к произошедшей два тысячелетия назад искупительной жертве Христа. Их принято выделять в отдельную группу реликвий, называемых «орудиями Страстей Христовых», к которым относятся: Животворящий Крест Господень, его гвозди и титло, Терновый Венец, Копье Лонгина, Туринская Плащаница, Сударь, Плат Вероники и др. Эти святыни с большим благоговением почитаются всем христианским миром, особенно в дни Страстной седмицы, когда к местам их пребывания стекаются многочисленные паломники.

Обретение некоторых из этих святынь произошло в IV веке в результате паломничества в Палестину византийской царицы Елены и раскопок мест евангельских событий, на несколько веков оказавшихся сокрытыми, в том числе под построенными над ними святилищами богов римского пантеона. Но царице Елене удалось разыскать эти святые места, и прежде всего — место Голгофы и Гроба Господня, после того, как по ее приказу языческие святилища были разрушены и под ними были произведены раскопки.

 

К Р Е С Т   Г О С П О Д Е Н Ь

Согласно христианскому преданию, на месте Голгофы были обнаружены три креста, несколько гвоздей и титло. Крест Господень был опознан благодаря произошедшему от него чуду: согласно одним сведениям, каждый из найденных крестов был приложен к тяжелобольной женщине, которая от соприкосновения с одним из них исцелилась; согласно другим — кресты были приложены к проносимому в это же время мимо умершему, который от прикосновения ко Кресту Господню воскрес. После обретения великой святыни царица Елена приказала разделить древо Животворящего Креста на две части и одну из них оставить в Иерусалиме, а другую отправила в столицу своей империи. Иерусалимская часть Креста на протяжении нескольких веков хранилась в Храме Гроба Господня. В VII веке она была временно увезена в Персию опустошившим Палестину персидским царем Хозроем, но вскоре, после его смерти, вновь возвращена в Святой Град византийским императором Ираклием. Однако позже, из-за опасности постоянных набегов на Иерусалим со стороны иноверцев, хранящийся в нем фрагмент Креста Господня по решению христиан был разделен на частицы, которые были разосланы в разные страны мира.

На обратном пути из Иерусалима в Рим царица Елена остановилась на Кипре, где основала монастырь Животворящего Креста — Ставровуни, в который передала частицу обретенной ею святыни, так и хранящуюся там с IV века до наших дней.

 

Реликвии Страстей Христовых в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме

 

В Риме привезенная из Иерусалима святыня была помещена в Сессорианском дворце царицы Елены, после ее смерти, с ее же согласия, перестроенном в базилику Святого Иерусалимского Креста. Там в специальном реликварии она и находится вплоть до наших дней, причем считается одним из самых больших сохранившихся фрагментов Креста Господня. От римской части Животворящего Креста был отделен фрагмент для новой столицы империи — Константинополя. Вместе со всеми остальными евангельскими святынями он хранился в Фаросском храме Пресвятой Богородицы в императорском дворце. По прошествии времени, при императоре Константине Багрянородном, специально для святыни был создан особый реликварий — Лимбургская ставротека. Там он и находился вплоть до 1204 года, пока в результате IV Крестового похода Константинополь не был разграблен, и многие святыни оказались в разных странах Западной Европы.

 

Часть Животворящего Креста в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме

 

Так, известно, что император провозглашенной крестоносцами Латинской империи Болдуин II передал одну из частиц Животворящего Креста вместе со многими другими святынями королю Франции Людовику IX. Она была помещена в воздвигнутую в центре Парижа специально для привезенных христианских святынь Святую часовню (Сент-Шапель), а после произошедшего в XIX веке закрытия часовни перемещена в сокровищницу собора Парижской Богоматери. Там она хранится до сих пор, причем в обычные дни доступ к святыне закрыт, она выносится для поклонения верующих лишь в Страстную Пятницу и каждую первую пятницу месяца.

 

Часть Животворящего Креста и Гвоздь от Распятия Христова в соборе Парижской Богоматери (Париж)

 

Еще одна частица Креста Господня была также подарена императором Латинской империи Болдуином II герцогу Австрии Леопольду V, который передал святыню в австрийский цистерцианский монастырь Святого Креста Хайлигенкройц. Этот фрагмент Животворящего Креста считался одним из самых больших в Европе, поэтому во времена Средневековья обитель стала центром массовых паломничеств. Частица Святого Креста находится в ней и по сей день, в связи с чем в первое воскресенье после дня Крестовоздвижения там организовывается праздничная процессия.

 

Г В О З Д И   К Р Е С Т А   Г О С П О Д Н Я

Вместе с Крестом Господним царицей Еленой были обретены и его Гвозди, которые со временем также были распространены по всей Европе. При этом нужно иметь в виду, что с первых веков христианства с этих Гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые Гвозди также почитались как святыни. По преданию, царица Елена оставила один из обретенных ею Гвоздей в Иерусалиме, а другие отправила своему сыну императору Константину. Об этом сохранились сведения историка V века Феодорита Кирского: «Что же касается до Гвоздей, то некоторые она вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, чтобы от нее отражались неприятельские стрелы, другие вковала в узду его коня, имея в виду и безопасность царя...»

 

Гвоздь от Распятия Христова в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме

 

В наше время известно несколько мест, в которых находятся обретенные в IV веке Гвозди. Один из них со времен царицы Елены хранится в Риме, в базилике Святого Иерусалимского Креста, а другой — с тех же времен — в кафедральном соборе Святого Петра города Трира в числе сокровищ «Трирского переносного алтаря».

 

Гвоздь от Распятия Христова в кафедральном соборе святого Петра в Трире

 

Еще один из Гвоздей Святого Креста является главной реликвией ­Миланского собора Рождества Богородицы. Причем это тот самый Гвоздь, который был помещен царицей Еленой в узду коня императора Константина, утерянный и через некоторое время обнаруженный святым Амвросием Медиоланским. С давних времен Святой Гвоздь помещен в хрустальный контейнер, который огранен в виде креста и прикреплен высоко под куполом над алтарем. На место нахождения святыни указывает красный луч, светящийся наверху. По традиции, в ближайшую к 14 сентября субботу Святой Гвоздь вынимается из своего хранилища верующим для поклонения. Для этого сам архиепископ поднимается за ним наверх на высоту 42 метров на специальном подъемном приспособлении. Затем реликвия выставляется для всеобщего обозрения на весь день. В воскресенье Святой Гвоздь проносят процессией через весь собор, а в понедельник его возвращают на свое место. Иногда святыню также могут выставлять для поклонения и по случаю особо торжественных событий.

 

Гвоздь от Распятия Христова в Миланском кафедральном соборе

 

Интерьер Миланского кафедрального собора

 

В Музее истории искусств в Вене также находится Гвоздь от Распятия Христова. Считается, что именно он был прикреплен к шлему императора Константина, о чем свидетельствует документ папы Иннокентия II, печать которого видна рядом с Гвоздем.

 

Гвоздь от Распятия Христова в Музее истории искусств в Вене

 

Т И Т Л О

Вместе с Животворящим Крестом было обретено и почитающееся как реликвия его титло — дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский», сделанной по приказу Понтия Пилата на трех языках. Согласно преданию, после обретения это титло было привезено царицей Еленой в Рим, где было помещено в базилике Святого Иерусалимского Креста. Об истории титла сохранились записи Стефано Интессуры, повествующие о том, что в 1492 году во время реставрационных работ в базилике Святого Креста был обнаружен фрагмент титла, замурованный в одной из арочных дуг храма. О его подлинности свидетельствовала найденная вместе с ним запись с печатью папы Луция II.

В наши дни к реликвиям, хранящимся в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, прибывают паломники со всего мира. Поклониться этим святыням в капелле Реликвий базилики можно ежедневно.

 

Титло от Креста Христова в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме

 

Т Е Р Н О В Ы Й   В Е Н Е Ц

Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа, — эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции — хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

По сохранившимся сведениям, первоначально Терновый Венец находился в хранилище иерусалимского Храма Воскресения Христова, а затем — в константинопольском храме Богородицы Фаросской. В 1204 году святыня оказалась в руках крестоносцев. В 1238 году король Франции Людовик IX выкупил Терновый Венец за феноменальную по тем временам сумму — 135 тысяч ливров (на тот момент это была почти половина годового бюджета Франции!).

Доставленную с Востока святыню король встречал за 10 лье (около 40 километров) от Парижа. Как описывали современники, монарх снял с себя все регалии и обувь и сам нес Терновый Венец до Парижа. Вскоре для хранения Венца (а также других реликвий, которых набожный король собрал немало) была выстроена часовня Сент-Шапель на острове Сите.

Реликвия хранилась в ней вплоть до Великой французской революции, пока в пылу революционного безумия часовня не была подвергнута разорению. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

 

Терновый венец Спасителя в соборе Парижской Богоматери (Париж)

 

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуина де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню.

Эта почитаемая христианская реликвия выносится верующим для поклонения в Страстную Пятницу и в первую пятницу каждого месяца.

 

Реликварий для Тернового Венца Спасителя в соборе Парижской Богоматери (Париж)

 

Помимо Тернового Венца, по разным странам распространялись и его шипы (их около семидесяти). Так, несколько шипов Венца хранятся в драгоценном реликварии в форме венца в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме. Также известно о нахождении нескольких терновых шипов в церкви Святого Иоанна Крестителя (Сан-Джовани ин Брагора) в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари, в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в Генуе и в других храмах Европы.

 

Шипы от Тернового Венца Спасителя в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме

 

Шип от Тернового Венца Спасителя в Музее истории искусств в Вене

 

Шип от Тернового Венца Спасителя в базилике свт. Николая в Бари

 

Шип от Тернового Креста Спасителя в кафедральном соборе св. Лаврентия в Генуе

 

К О П Ь Е   Л О Н Г И Н А

Еще одно «орудие Страстей Христовых» — копье, которым римский воин пронзил грудь распятого Господа. Считается, что этим воином был римский легионер Гай Кассий, который, по преданию, уверовал во Христа, крестился с именем Лонгин и стал христианским проповедником, а его копье стало одной из христианских святынь.

В современной Европе существует несколько реликвий, почитаемых как Копье Лонгина или его фрагменты, для выяснения подлинности которых учеными многократно проводились экспертизы.

Прежде всего нужно сказать об Армянском копье, почитаемом как то самое Копье Лонгина. Существует армянское предание, согласно которому Копье Лонгина попало в Армению еще в апостольские времена: на эти земли его привез один из 12 апостолов Христа Фаддей. Первым местом нахождения этой святыни был армянский монастырь Гегардаванк, или «Монастырь копья», а затем, в XIII веке, Святое Копье было перенесено в монастырь Эчмиадзин — исторический центр Армянской Церкви и резиденцию Католикоса всех армян. В ризнице Эчмиадзинского монастыря, в специальном золотом ковчеге Святое Копье хранится по настоящее время, и, по результатам недавно проведенных английскими учеными исследований, прошедших с благословения Католикоса Гарегина II, именно эту реликвию действительно можно считать подлинным Копьем Лонгина, тогда как остальные являются всего лишь его более поздними копиями.

 

Армянское Копье

 

Есть материальное доказательство, что рана Христа была нанесена именно Копьем Лонгина. Это знаменитая Туринская Плащаница — льняное полотно, в которое завернули тело Спасителя после распятия.

Эксперты-криминалисты, изучавшие Плащаницу, установили, что Христос получил рану размером 4,5 сантиметра между ребер от копья. По мнению медиков, копье пронзило плевру, легкое и повредило сердце. Под раной на Плащанице отпечаталось пятно крови группы АВ. Она потекла, когда Пронзенный находился в вертикальном положении. Копье, которое хранится в Эчмиадзине, точно соответствует размерам раны на Туринской Плащанице.

Позднее на наконечник Копья Лонгина был наклепан крест.

Следует сказать и о Ватиканском копье, которое хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Считается, что это — та самая реликвия, которая находилась в Константинополе до его завоевания турками, после чего в XV веке была послана султаном Баязидом в дар папе Иннокентию VIII.

Помимо этого, известно Венское копье, называемое также Копьем святого Маврикия. Его история берет начало в X веке, со времен Оттона I. С конца XVIII века оно вместе со всеми атрибутами императорской власти пребывало в сокровищнице Венского дворца, а ныне находится в венском Музее истории искусств. Правда, по данным проведенных экспертиз, железо, из которого оно сделано, было выковано не раньше VII века. Но оказалось, что в центре этой реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Исследователи предположили, что туда вкован древнеримский гвоздь, возможно, тот самый, которым распяли Христа. Видимо, в древности это знали — именно этот участок копья был помечен крошечными медными крестиками. Поэтому там могут быть частички гвоздя с распятия. На копье обнаружили надпись, которую удалось прочитать. Она гласит: «Копье и Гвоздь Господень».

 

Венское Копье

 

Копье, хранящееся в Вавельском соборе Кракова, является поздней копией Венского ­копья.

 

К О Л О Н Н А   П О Р У Г А Н И Я

В Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в приделе Возложения Тернового Венца хранятся остатки колонны, на которой, по преданию, сидел Спаситель, когда воины, возложив на Него терновый венец, издевались над Ним. Эту колонну принято называть «Колонна Поругания».

 

Колонна Поругания в храме Гроба Господня в Иерусалиме

 

К О Л О Н Н А   Б И Ч Е В А Н И Я

Бичевание как наказание применялось в Древнем Риме. Ему подвергали за серьезные преступления, по большей части, рабов и лиц без права римского гражданства. Провинившегося бичевали непосредственно перед казнью. Но Понтий Пилат, убежденный в невиновности Иисуса, приказал подвергнуть Его бичеванию еще до вынесения приговора, чтобы этим разжалобить и удовлетворить толпу, требующую Его смерти. По иудейским законам, число ударов было ограничено (Втор. 25, 3), римляне же не знали такого ограничения.

Евангельский текст не сообщает о том, сколько ударов было нанесено Иисусу. Но при исследовании Туринской Плащаницы (погребального савана Спасителя) был сделан вывод, что Христу было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом. Евангелия не сообщают о том, был ли Иисус привязан к столбу во время бичевания, как это делали обычно, но Предание придерживается именно такой версии, и как реликвии, связанные с этими событиями, почитаются фрагменты Колонны Бичевания, хранящиеся в Храме Гроба Господня в ­Иерусалиме, в капелле св. Зенона церкви св. Праскеды в Риме и в храме великомученика Георгия в Стамбуле.

 

Часть Колонны Бичевания в церкви св. Праскеды в Риме

 

Часть Колонны Бичевания в соборе вмч. Георгия в Стамбуле

 

Часть Колонны Бичевания в храме Гроба Господня в Иерусалиме

 

Т У Р И Н С К А Я   П Л А Щ А Н И Ц А

Туринская Плащаница (Santa Sindone) является на сегодня одной из самых загадочных христианских святынь и имеет весьма интересную историю.

 

Лик Христа на Туринской Плащанице (негатив)

 

Предполагается, что после воскресения Христа Его ученики были вынуждены спрятать оставшиеся в гробнице погребальные пелены. Дело в том, что у древних евреев все, что соприкасалось с мертвым телом, считалось ритуально нечистым и подлежало уничтожению.

В древней мозарабской литургии говорится, что Петр и Иоанн, придя ко гробу, «увидели на пеленах ясные следы», оставленные воскресшим Христом. В «Армянской хронике» и «Истории Грузии», содержащих писания святой Нины (276–340), сказано, что «это почитаемое полотно (Плащаницу) забрал Петр и сохранил у себя».

С другой стороны, есть свидетельства (например, в послании святого Епифания Кипрского епископу Иоанну Иерусалимскому, 393 г.) о том, что на Востоке в конце IV века почиталось изображение Христа на длинном полотне, которое находилось в Иерусалиме или его окрестностях.

Обнаружены свидетельства XI–XII веков о том, что Святая Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и что она выставлялась для поклонения на Страстной неделе. Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни, они из полотна и еще благоухают помазанием».

 

Погребение Христа и Плащаница (средневековая гравюра)

 

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя в 1204 году дает летописец IV Крестового похода Робер де Клари: «И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И ­никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города».

 

Туринская Плащаница

 

Многие историки не без основания считают, что Плащаница все это время хранилась у тамплиеров. Основатель этого ордена состоял в родстве с руководителем вышеупомянутого Крестового похода. А глава тамплиеров Hормандии, казненный во время гонения на орден королем Франции Филиппом Красивым в 1314 году, носил то же самое имя — Жофре де Шарни, что и первый официальный обладатель Туринской Плащаницы.

 

Туринская Плащаница (негатив)

 

После исчезновения из Константинополя, реликвия была зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него. Вначале она была выставлена в Лири во владениях де Шарни. В 1452 году ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. С 1578 года Плащаница находится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением тела в двух проекциях: спереди — со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами, и со спины — расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

 

Туринская Плащаница (фото 2010 года)

 

Образ на Плащанице неяркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом — желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На ней имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос как бы сбегают струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку — большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Научный интерес к Туринской Плащанице разгорелся в конце XIX века. В 1898 году в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили ­сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60 х 50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический образ Христа Спасителя.

На Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение. Позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Плащаницы.

В первые две трети XX столетия исследования Плащаницы ограничивались изучением сделанных с нее все более качественных фотографий. На них были выявлены детали, которые невозможно было различить невооруженным глазом. Более совершенные фотографии были получены в 1931 году. Они были использованы во множестве исследований.

В 1969 году ученые впервые были допущены непосредственно к Туринской Плащанице. Цели этого исследования в основном касались выяснения качества сохранности Плащаницы и выработки предложений по ее дальнейшему хранению.

В 1978 году были проведены более детальные научные исследования с привлечением ведущих специалистов. Научные исследования 1978 года ставили перед собой три задачи. Первая — выяснить природу изображения, вторая — выяснить природу пятен крови, и третья — объяснить механизм возникновения изображения на Плащанице.

Длина Туринской Плащаницы практически точно выражается в единицах древней меры длины — два на восемь локтей.

Ткань Плащаницы — это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, в период XI–I вв. до Р. X. и до конца I в. по Р. X. и получили название «дамаск».

Споры и пыльца растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы, подтверждают ее путь по миру. Из 57 видов двенадцать принадлежат растениям, характерным для Центральной Европы, шестнадцать других были обычными для Палестины, но встречаются также и в Европе, шесть других специфичны для Турции и северной Сирии, а еще другие семь принадлежат исключительно растениям, растущим в гористой местности Израиля.

Изображенный на Туринской Плащанице относился по природному типу к иудеям-сефардам. Исследования позволили оценить Его рост — около 178 см, а возраст — между 30 и 45 годами.

Было обнаружено, что образ на Туринской Плащанице не является результатом нанесения на ткань каких-либо красящих веществ. Это полностью исключает возможность того, что образ на Плащанице был делом рук художника.

Потемнение Туринской Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое оно когда-то покрывало.

Физические и химические исследования пятен крови на ткани в согласии друг с другом подтвердили, что это именно кровь. Спектроскопия этих пятен кардинальным образом отличается от спектроскопии мест расположения образа. На микрофотографиях хорошо видно, что следы крови на Плащанице имеют вид отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в местах образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменение ткани за счет возникновения на ней образа происходит лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы.

Биохимические исследования доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа — АВ (IV). Было доказано (1978 год), что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В местах, где была кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры.

Одним из самых важных доводов в пользу подлинности Туринской Плащаницы является то, что она сообщает нам такие подробности, которые либо существенно уточняют, либо корректируют сложившиеся в веках представления о голгофских событиях. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии. Именно поэтому Туринскую Плащаницу иногда называют «Пятым Евангелием».

По свидетельству изображения на Плащанице, Иисус Христос был прибит ко кресту гвоздями, прошедшими не через ладони рук, а через запястья. Греческое слово ceivr (рука), в Ин. 20, 25 («Если не увижу на руках Его ран от гвоздей»), означает не только ладонь, но руку от кисти до локтя. Экспериментально было доказано, что если бы тело было подвешено на гвоздях, прошедших через ладони, то мягкие ткани кисти рук не выдержали бы веса тела и разорвались. Археологические находки подтвердили исследования хирургов. При раскопках древних захоронений на территории Израиля, относящихся по времени к I веку, был обнаружен скелет распятого иудея с перебитыми ногами и с характерными следами от больших гвоздей в запястьях рук.

След от большой раны в боку на образе, как мы его видим на Плащанице, располагается с левой его стороны. Но этот след остался на ткани Плащаницы от раны в правом боку Христа, когда Плащаница покрывала Его тело сверху. На иконах, изображающих умершего на кресте Иисуса, рана в боку изображается в согласии с Плащаницей также в правом боку.

На теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Страдальца били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, ученые сумели определить даже толщину палки, повредившей Ему нос.

Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а одергиваясь с него, рвали кожные покровы.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Иисус, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через день после Своего погребения. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.

В настоящее время Плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя (Сан Джованни Батиста) города Турина в приделе, называемом «Королевская церковь», где сбоку от главного престола находится черный мраморный престол на ступенчатом постаменте. Эту часть алтаря называют «Гробницей». Вокруг престола — золотые Херувимы, а над ними — ниша, отгороженная двойной решеткой. За прутьями решеток видна раскрашенная крышка деревянного престола. Под ней находится массивный железный сундук, заделанный в асбест и запертый на три замка. Ключи хранятся у разных лиц, и только с их общего согласия можно получить доступ к находящемуся внутри него деревянному ковчегу в серебряном окладе, украшенному медальонами с изображениями страданий Христа. В этом ковчеге и покоится величайшая святыня христиан — Плащаница. Она уложена на бархатном основании и обернута красным шелком.

На протяжении всего ХХ века Плащаница демонстрировалась публично всего четыре раза: в 1931, 1969, 1978, 1998 годах. Последние два раза она выставлялась для поклонения в 2000 и 2010 годах.

 

С У Д А Р Ь

Сударь (Santo Sudario) — отрез льняной ткани размером 84 х 53 см — хранится в городе Овьедо (Астурия, Испания). На нем нет никакого изображения, однако его поверхность обильно пропитана пятнами крови, смешанной с плевральной жидкостью и сукровицей.

В Евангелии рассказывается, что на третий день после распятия рано утром ученики не нашли тела Христа во гробе (пещере): войдя в гроб, апостол Петр увидел «одни пелены лежащие и плат (сударион, сударь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 6–7).

У иудеев существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, так же поступили и со Христом. Вероятно, сразу после смерти Учителя в ожидании разрешения Понтия Пилата забрать и похоронить тело, Иосиф Аримафейский и Никодим накрыли лицо Христа куском ткани. Позже в погребальной пещере, где Мать Иисуса уже не могла видеть тело Своего Сына, сударь сняли с лица и отложили в сторону, а тело обернули в плащаницу.

Епископ Овьедо Пелагий, занимавший эту кафедру с 1101 по 1129 год, описал историю Сударя в «Книге даров», в которой перечисляются все подношения и дары, хранящиеся в соборе Сан-Сальвадор — главном соборе столицы провинции Астурия. Там сказано, что первые шесть веков Сударь вместе с другими христианскими реликвиями находился в Иерусалиме. В 614 году Святой Град был взят армией персидского шаха Хозроя II. Христиане успели перенести Сударь в Александрию Египетскую. Впоследствии, при постоянном отступлении от персов, его перевозили все дальше вдоль северного африканского побережья. В Испанию Сударь попал через порт Картахену в середине VII века. Побывав на хранении у Леандро, епископа Севильи, дубовая рака с реликвиями в 657 году оказалась в Толедо. Отступая от мавров, испанцы в 718 году вывезли Сударь на север Испании, в Астурию, где еще остались не занятые арабами области. Священники прятали его в горной пещере Монтесакро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоевывать захваченные мусульманами земли. В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки с реликвиями часовню Камара Санта (Святая палата). Позже вокруг маленькой часовни воздвигли собор Сан-Сальвадор, в котором с тех пор и находится Сударь.

В связи с углубленным исследованием Туринской Плащаницы Сударь также обратил на себя пристальное внимание ученых. В частности, его подробно изучала специальная группа ученых из Испанского центра исследователей Плащаницы, основанного в 1989 году. Оказалось, что между Сударем из Овьедо и Туринской Плащаницей существует самая непосредственная связь.

 

Сударь в кафедральном соборе Овьедо

 

Известный швейцарский ботаник и криминалист доктор Макс Фрей документально подтвердил путешествие Сударя в Испанию — от Иеру­салима по северу Африки. Он нашел на нем пыльцу шести растений, два из которых растут только в ­Палестине, а остальные — в Северной Африке и Испании, что соответствует маршруту путешествия этой святыни.

Помимо пыльцы, Фрей обнаружил на Сударе следы мирры и алоэ, которые тоже упомянуты в Евангелии от Иоанна. Исследования показали, что нити, из которых соткан Сударь, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, как и основная ткань Туринской Плащаницы.

Ученые сумели восстановить картину событий с момента смерти до погребения Христа, голову Которого покрывала эта ткань. Анализ коричневых пятен на Сударе свидетельствует, что Иисус находился в вертикальном положении с поднятыми над головой руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед и 20 градусов вправо, подбородок практически лежал на груди, а правая щека касалась правого плеча. Перед нами типичная картина распятия на кресте. В легких скопилось большое количество жидкости, состоящей из шести частей плевральной жидкости и одной части крови. Именно такой процесс происходит с человеком, которого распинают на кресте. Когда легкие наполняются жидкостью и становится трудно дышать, человек пытается приподняться и перенести вес на прибитые гвоздем к столбу ноги. Постепенно его покидают силы, и наступает смерть от удушья. Впоследствии, когда тело двигают, плевральная жидкость истекает через ноздри. Следы такого типа и видны на Сударе.

Исследования показали, что Сударь дважды обернули вокруг головы в то время, когда Распятый еще висел на кресте (об этом говорит тот факт, что пятна на одной стороне ткани гораздо ярче, чем на другой, куда они просочились позже).

На Сударе три группы пятен крови. Очень маленькие пятна первой группы расположены на затылке и являются следами тернового венца Иисуса Христа — из свежей, еще не свернувшейся крови. Пятна второй группы образовались примерно через час, когда тело сняли с креста и положили на землю, не меняя положения рук, на правый бок. Голова по-прежнему была повернута под углом 20 градусов направо, а лоб покоился на чем-то твердом. Тело пролежало в таком положении около 45 минут, которые, скорее всего, понадобились Иосифу из Аримафеи, чтобы сходить к Понтию Пилату за разрешением похоронить Иисуса. Затем тело подняли и понесли к пещере. Из-за резких движений и того, что ноги оказались выше головы, скопившаяся в легких жидкость стала выходить через нос. Кто-то (Иосиф или евангелист Иоанн, также присутствовавший при казни) несколько раз прижимал левой рукой к носу Сударь, чтобы остановить ее. На ткани сохранился след его пальца. Так образовался третий слой пятен.

Алан Вангер, профессор университета Дьюка, сравнил пятна на Сударе и Плащанице с помощью метода полярного наложения образов и пришел к выводу, что 70 пятен на передней части ткани и 50 на задней абсолютно идентичны пятнам на Плащанице. Полное совпадение подтвердили и специалисты НАСА, наложившие компьютерное изображение Плащаницы и Сударя друг на друга. Доктор Байма Боллоне определил, что кровь на Плащанице и Сударе одной и той же четвертой группы — АВ. Антропологи установили, что Тот, Чье лицо накрывал Сударь, обладал ярко выраженной внешностью иудея. То же самое можно сказать и о Том, Кто был завернут в Туринскую Плащаницу. На обеих тканях длина носа — ровно 8 см. Точность совпадения формы подбородка и бороды — поражает.

В настоящее время Сударь хранится в капелле Камара Санта кафедрального собора Овьедо и выставляется во время богослужения всего три раза в году: в Великую Пятницу, 14 и 21 сентября.

 

С В Я Т О Й   Л И К   В   М А Н О П Е Л Л О

В главном алтаре церкви в Манопелло находится святыня, называемая Святым Ликом (Volto Santo). На плате размером 17 х 24 см, помещенном в серебряный киот и выставленном на обозрение, виден образ лица воскресшего Христа.

 

Центральный алтарь церкви в Манопелло

 

По существовавшей в те времена иудейской традиции, при погребении умершего его тело намазывали благовониями, затем обвивали саваном, а его лицо покрывали платком из прозрачной ткани — виссона. Согласно Евангелию, такой же обряд был совершен и над Христом. Когда Апостолы Петр и Иоанн услышали от женщин, что гроб ­Иисуса пуст, они сразу же побежали к месту погребения. Они увидели там отваленный от входа в гробницу камень, вошли внутрь и нашли лежащие пелены, пустые, без тела. Тогда Иоанн, увидев пустые и нетронутые полотна, поверил в Воскресение Христа. Он написал в своем Евангелии: «и увидел, и уверовал» (Ин. 20, 8). Почему один только вид льняных полотен убедил его в воскресении Христа из мертвых?

 

Святой Лик в Манопелло

 

В подлиннике греческого Евангелия от Иоанна (20, 6–7) говорится, что погребальные полотна были keimena, т. е. лежали пустые внутри, но нетронутые, неразвязанные, неповрежденные. Для Иоанна, который увидел свернутый и сплющенный саван с неразвязанными пеленами, это было бесспорным свидетельством, что тело Иисуса никто не вынул из савана, что оно само должно было чудом проникнуть сквозь погребальные полотна, т. е. ­Иисус воскрес.

В момент Воскресения, в результате яркой вспышки света, на плате, покрывавшем лицо Господа, как и на плащанице, чудесным образом появилось изображение лика воскресающего Христа. Иоанн, видевший лицо умершего Спасителя во время Его погребения, увидев на плате это же лицо Господа, но у Которого глаза открыты, совершенно уверовал в Его воскресение. И поэтому в своем Евангелии он написал, что «увидел, и уверовал» (Ин. 20, 8).

Полагают, что в Манопелло хранится именно тот плат с изображением лика Воскресшего Христа, который Иоанн увидел в пустой гробнице.

 

Святой Лик в Манопелло

 

В 1645 году монах-капуцин Донато де Бомба написал историю появления этого чудесного образа в Манопелло. Эта рукопись до сих пор хранится в архиве провинции капуцинского ордена в Аквили. Из нее можно узнать, что в 1506 году в Манопелло жил доктор Антонио Леонелли. Как-то раз к нему подошел неизвестный загадочный путник и попросил вместе с ним зайти в церковь, чтобы передать доктору нечто очень важное. Когда они остались наедине, таинственный незнакомец вручил Леонелли сверток. Развернув его, доктор увидел прекрасный образ лика Христа. Восхищенный, он хотел поблагодарить неизвестного благодетеля и пригласить к себе домой, но тот бесследно исчез. Розыски в городке и в окрестностях не дали результатов. Тогда Леонелли построил у себя дома алтарь, в котором поместил чудесное изображение. Ежедневно вместе со всеми членами семьи Леонелли молился перед этим образом, а когда умер, родственники долго спорили о том, как разделить его имущество. Один из наследников, солдат Панкрацио Петруччи, вломился в дом Леонелли и украл чудесное изображение. Через несколько лет Панкрацио попал в тюрьму в Киети, а поскольку вынужден был заплатить большой штраф, велел своей жене продать образ. Так этот плат с изображением Христа попал в руки доктору Антонио де Фабрицио из Манопелло, который передал чудесную реликвию ордену капуцинов. Благодаря этому с 1638 года все верующие получили доступ к образу, перед которым могли молиться в приходской церкви в Манопелло.

На протяжении 20 лет компетентные ученые подвергали таинственную реликвию Лика Христа из ­Манопелло всестороннему анализу. Их выводы ­подтверждают, что появление этого ­образа наука ­объяснить не в состоянии. С уверенностью можно сказать, что он сделан не рукой человека, как и ­изображение на Туринской Плащанице.

Профессор Данто Витторе во время анализа применял цифровой сканер с высоким разрешением. Это позволило ему установить, что между волокнами исследуемой ткани нет частичек краски.

По мнению Генриха Пфайффера, тело положенного в гроб Христа было завернуто в Плащаницу, а сверху его лицо закрывал кусок ткани, находящийся теперь в Манопелло. Поэтому на Туринской Плащанице проявилось негативное изображение, а на Плате из Манопелло — позитивное. Глаза у Христа открыты, поскольку изображение на Плате возникло в момент воскресения Господа. Таким образом, был сделан вывод, что на Туринской Плащанице изображен мертвый Иисус, а на Плате из Манопелло — живой, с отметинами перенесенных мучений.

 

Лик Христа на Туринской Плащанице

 

Наиболее удивительная черта Лика из Манопелло — прозрачность самого полотна, а также то, что образ в совершенстве виден как с одной, так и с другой стороны — словно ткань прозрачна. На ней нет пигмента. Это поистине уникальный во всем мире случай. Еще одна черта образа из Манопелло — его изменчивость: при различном освещении он выглядит иначе — так, словно он живой. Если смотреть на него при ярком свете, он невидим, поскольку становится прозрачным. Изображение на Плате имеет черты одновременно рисунка, фотографии и голограммы, однако не является ни рисунком, ни голограммой, ни фотографией. Тени на изображении настолько деликатные, что ни один, даже гениальный, художник не смог бы нарисовать подобное. Отпечаток Лика имеет множество необъяснимых характеристик, и по этой причине наука вынуждена признать: он — великая загадка.

Многолетние исследования Плата из Манопелло, которые инициировала специалист по иконописи монахиня Бландина Пасхалис Шлёмер, заинтересовали самых разных ученых, что в итоге привело к потрясающему открытию: Лик на Туринской Плащанице и Лик из Манопелло — это один и тот же Человек. Отпечатки этих двух лиц идеально накладываются друг на друга. Наложение пленки с изображением Лика из Манопелло на Лик с Туринской Плащаницы дает нам графико-математическое доказательство того, что мы имеем дело с одним и тем же лицом. С научной точки зрения нет никаких сомнений, что оба Лика абсолютно полностью соответствуют друг другу по структуре и параметрам. Совпадение настолько исключительное, что речь идет именно о математическом доказательстве. Позже этот технический прием был применен к Сударю из Овьедо. Результат оказался тот же.

 

Сударь в Овьедо

 

Изображение, полученное в результате наложения Ликов на Туринской Плащанице, Плате из Монопелло и Сударя

 

Ежедневно в Манопелло прибывают паломники, чтобы поклониться Образу Христа Спасителя. Каждый год, в третье воскресенье мая, а также 6 августа, совершается празднование в честь Святого Лика, в связи с чем устраивается торжественная процессия.

 

П Л А Т   В Е Р О Н И К И

В соборе Святого Петра в Риме находится известная христианская святыня — Плат Вероники. Это тонкая ткань, на которой видно изображение лика Иисуса Христа, связана с именем святой Вероники, благочестивой еврейки, которая сопровождала Божественного Страдальца на Его пути на Голгофу. Увидев Иисуса, павшего под тяжестью креста, она сжалилась над Ним и полотенцем вытерла окровавленное лицо Спасителя. Придя домой, Вероника обнаружила, что на полотенце запечатлелся Его лик.

 

Копия Плата Вероники (средневековая гравюра)

 

Святая Вероника

 

Святая Вероника показывает плат с изобразившимся на нем Ликом Христа Богородице

 

Первое время этот образ находился в Иерусалиме, а со временем попал в Рим, где хранится в соборе святого Петра по сегодняшний день. Плат Вероники выставляется на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятое воскресенье Великого Поста, но время показа ограничено и он показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам базилики Святого Петра.

 

Показ Плата Вероники в соборе Святого Петра в Риме

 

Т У Н И К А

С IX века в базилике Сен-Дени города Аржантоя (под Парижем) хранится Туника Христа, в которой Он шел на Голгофу. По сообщению франкского историка Фредегара, эта реликвия была обнаружена в 591 году в Яффе у некоего еврея по имени Симон. Со временем святыня оказалась в Константинополе. Около 800–802 г. Туника была подарена византийской императрицей Ириной королю франков Карлу Великому. Считая себя не вправе держать ее в своем дворце, Карл решил поручить хранение Туники аббатству святого Дионисия в Аржантое, где жила его дочь Теодрада. В 845 году монастырь подвергся нападению норманнов, но монахини успели спрятать Тунику, да так искусно, что потом ее не могли обнаружить в течение трехсот лет. В 1123 году во время ремонта монастыря драгоценная святыня была наконец найдена. Во время французской революции Тунику разрезали, чтобы спрятать, и после часть ее так и не удалось найти.

 

Перенесение Туники Карлом Великим в Аржантой (роспись церкви в Аржантое)

 

Начиная с 1979 года Туника неоднократно исследовалась учеными. Согласно проведенным экспертизам, был сделан вывод, что Туника из Аржантоя соответствует описанию страстей Христовых. На ней имеются пятна крови, положение которых, на спине и плече, обусловлено травмами, полученными при бичевании и несении тяжелого креста. К тому же установлено, что пятна крови группы АВ, как и на Туринской Плащанице. Ныне Туника хранится в боковой капелле собора в специальной золотой раке со стеклянным «окном». Соткана она действительно без единого шва, целиком из красноватой шерсти, и крайне редко выставляется для торжественного почитания.

 

Туника Христа в Аржантое

 

Х И Т О Н  Г О С П О Д Е Н Ь

В соборе города Трира уже много столетий хранится Хитон Христа. По преданию, в Трир Хитон Господень привезла мать будущего императора Константина святая царица Елена, получившая его и другие святыни во время паломничества в Иерусалим. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь.

До 1512 года Хитон хранился в соборе Святого Петра в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут его даже замуровывали в стенах церкви). Но когда сторонники Реформации стали подвергать сомнению и оскорблять церковные реликвии, император Максимилиан настоял на том, чтобы для посрамления протестантов-скептиков Хитон был открыт, и ему было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение императора Максимилиана Святому Хитону».

 

Хитон Христа в кафедральном соборе Святого Петра в Трире

 

С тех пор несмотря на то, что, по традиции Западной Церкви, святыни на поклонение выставляются редко, Хитон Господень не часто, но все же откры­вают.

Ученые, изучавшие в разные годы Хитон из Трира, ­сходятся во мнении, что святыня относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа выполнено из льняной ткани коричневого цвета, на нем не имеется шва. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской Плащанице.

 

Хитон Христов (икона из кафедрального собора Святого Петра в Трире)

 

Существовала некоторая «конкуренция» между святынями Аржантоя и Трира, но их существование не противоречит друг другу. Они обе ­бесшовные, их существование документально подтверждено с VI века, но они разные. Размеры Хитона иные: ширина под руками 1,09 м, Туники — только 90 см. Вероятно, Иисус носил их друг на друге, подобно плащу на платье. Эта одежда была снята с Христа перед бичеванием, что объясняет отсутствие на ней пятен крови.

С 1512 года реликвия была представлена для поклонения 19 раз. В 1810 году перед святыней молились 200 тысяч паломников, в 1844 году — больше миллиона, а в 1933 году — больше двух миллионов человек. Последний раз Хитон был выставлен для поклонения в 2012 году.

 

А Х Е Н С К И Е   С В Я Т Ы Н И   С Т Р А С Т Е Й   Х Р И С Т О В Ы Х

В Корнелимюнстер в дни традиционного «Ахенского паломничества», которое проходит раз в семь лет, стекаются тысячи паломников не только из Германии, но и сопредельных с нею государств Европы.

По преданию, некоторые христианские святыни Страстей Христовых в 798–799 годах были доставлены из Святой Земли в Ахен, и Карл ­Великий подарил их местному кафед­ральному собору, где они более пятнадцати лет хранились в сокровищнице вместе с другими ценными реликвиями. Император Людовик Благочестивый в 817 году распорядился передать монастырю Корнелимюнстера три святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа.

Одна из них — это Убрус (полотенце) (Linteum Domini), которым препоясался Иисус Христос, когда умывал ноги ученикам на Тайной Вечери (Ин. 13, 5-6).

Длинa Убруса составляет примерно 2,30 м, а ширина различна: 68 см — узкая часть, а самая широкая — 1,28 м, так как в разные годы от него отрезали фрагменты, используемые в дальнейшем как ценные дарения и реликвии. В средней части полотенца заметно темное пятно. Еще в 1468 году в нем можно было различить подобие некоей стопы, поэтому существует местное предание о так называемом «следе Иуды» на этой реликвии.

 

Убрус от умовения ног на Тайной Вечери (собор в Корнелимюнстере)

 

Среди Страстных реликвий в Корнелимюнстере хранится также Погребальное покрывало (Sindon Munda), на которое положили тело Иисуса Христа во время погребения.

Это искусно сотканное льняное полотно с декоративно-художественным рисунком (размеры Погребального покрывала: ширинa — примерно 1,80 м и длинa — 1,05 м) былo использованo в соответствии с ­иудейской традицией при погребении Христа. Погребальное покрывало в ­Корнелимюнстере нельзя путать (смешивать) с Туринской Плащаницей. Первоначально оно было вдвое больше. Недостающая половина в 875 году в качестве обмена на другие реликвии была передана Карлу II Лысому (823–877) — королю Западно-Франкского королевства Франции, младшему сыну Людовика I Благочестивого, для основания монастыря в Компьенье (Франция). Монастырские хроники рассказывают, что в 875 году произошел обмен реликвиями, в результате чего взамен монастырь получил мощи (главу и десницу) cвятого мученика ­Корнилия († 253), папы Римского и мощи (плечевая кость) священномученика ­Киприана, епископа Карфагенского († 258).

Погребальное полотно после его показа паломникам надежно упаковывается в шелковую ткань красного цвета.

 

Погребальное покрывало Христа (собор в Корнелимюнстере)

 

В дни паломничества в соборе Корнелимюнстера также выставляется для ­поклонения Сударь (Sudarium Munda) — полотно, которое при погребении покрывало тело Иисуса Христа поверх Плащаницы. Сударь, имеющий ныне красную шелковую подкладку, изготовлен из так называемого «морского шелка» (виссон), сотканного из длинных биссусных нитей средиземноморских пинн. Тонкая золотистая ткань, называемая виссоном, использовалась при погребении. Этот плат (размеры: 4 на 6 метров) складывают в 16 раз и хранят в шелковом пакете красного цвета.

 

Сударь (собор в Корнелимюнстере)

 

С IХ столетия все эти святыни хранятся в изготовленном из дубового дерева реликварии.

Кроме святынь Страстей Христовых, находящихся в Корнелимюнстере, в кафедральном соборе Ахена хранятся еще две реликвии, связанные со страданиями Христа, — набедренная повязка с чресл Спасителя, которая была на Нем во время распятия, и веревка (узы), которой Господь был привязан к столбу бичевания.

 

Набедренная повязка от чресл Спасителя во время Распятия (Ахенский кафедральный собор)

 

Узы Христа (Ахенский кафедральный собор)

 

П О Г Р Е Б А Л Ь Н Ы Й   Г О Л О В Н О Й   У Б О Р

В соборе святого Стефана (Saint-Еtienne) в Каоре (Франция) с 1113 года сберегается Погребальный головной убор Христа (Sainte Coiffe). Подлинность его никогда не была оспорена.

 

Погребальный головной убор Христа в Каоре

 

Он похож на колпак, состоит из двух частей и закрывается под подбородком. В настоящее время полагают, что он был одет на Христа при погребении, его возможно даже заметить на трехмерном изображении головы с Туринской Плащаницы: борода кажется прижатой, волосы на затылке как бы спутанными. Пятна крови, расположенные на внутренней стороне, совпадают с теми, которые видны на лбу и на затылке Христа на Плащанице, также имеются следы ран от шипов тернового венца. Головной убор имеет характерные особенности, которые евреи использовали для покрытия головы своих мертвых.

 

С В Я Т А Я   К Р О В Ь   С П А С И Т Е Л Я

Святая Кровь Христова, как драгоценнейшая святыня, хранится в нескольких храмах, расположенных на территории европейских стран, в том числе в базилике Святой Крови в Брюгге.

По преданию, после распятия Иисуса Христа Иосиф Аримафейский отер Кровь, излившуюся из тела Спасителя, овечьей шерстью, собирая ее в чашу, и сохранил эти святыни. Позже, идя на проповедь в Британию, святой ­Иосиф взял с собой чашу с Кровью Христа (Святой Грааль), а кусочек ­шерсти, ­которым собирали Святую Кровь, остался храниться в Иерусалиме. Во время Крестовых походов святыня была увезена в Константинополь, где она находилась в императорском дворце. Вероятно, Святая Кровь была привезена в Бельгийский город Брюгге после осады Константинополя графом Фландрии Бодуэном IX в 1204 году во время IV Крестового похода.

 

Реликварий с Кровью Христа в Брюгге

 

Фиал, в котором находится шерсть с Кровью Спасителя, сделанный из горного хрусталя в XI или XII веке, происходит из Константинополя. Его горлышко перевязано золотой нитью, а пробка запечатана красным воском. Сам сосуд помещен в золотой цилиндр, украшенный изображениями Ангелов, на котором выгравирована дата 3 мая 1388 года.

Ежегодно на праздник Вознесения в Брюгге проходит праздничное шествие, в ходе которого реликвию торжественно проносят по всему городу.

Этой величайшей святыне в базилике Святой Крови в Брюгге можно поклониться ежедневно в определенные часы.

Еще один город, в котором хранится Кровь Христова, — Мантуя. Появление этой ценной реликвии в этом городе связано с именем святого мученика Лонгина. Предание гласит, что Лонгин был родом из Изаурии (Isauria) (ныне территория Турции). Он являлся тем самым воином, служившим в римском легионе, который пронзил ребро Господа на кресте, и из раны истекла кровь и вода. Он же исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39). Несколько капель Крови Господа упало на больные глаза Лонгина и они стали здоровыми. Чудо исцеления обратило Лонгина в христианскую веру. Он собрал землю с истекшею на нее Кровью Господа и положил ее в металлический ящик. Впоследствии он много путешествовал с проповедью о Христе и носил ценную реликвию с собой, пока в конце концов не оказался в Мантуе. Боясь потерять ценную реликвию, святой Лонгин закопал металлический ящик в тайное место.

 

Сосуды с Кровью Христа в Мантуе

 

После его мученической кончины о святыне забыли и вспомнили только в 804 году, когда одному благочестивому человеку явился святой апостол ­Андрей Первозванный и указал место в саду больницы святой Магдалины, где была закопана святая реликвия, которая и была там обретена.

В 923 году на Мантую напали племена венгров. Боясь навсегда утратить ценную реликвию, жители Мантуи поделили ее на две части. Одна часть была спрятана в церкви святого апостола Павла (которая была кафед­ральным собором), а другая часть положена в два сосуда и закопана в саду, где была построена оратория святой Крови Христа. Во второй раз место, где была спрятана ценная реликвия страданий и смерти Господа, было забыто.

 

Обретение сосудов с Кровью Христа (роспись кафедрального собора в Мантуе)

 

В 1048 году произошло трехкратное явление святого апостола Андрея одному слепому нищему, и было указано место, где хранится святая реликвия. Во второй раз Кровь Господа Иисуса Христа была обретена 12 марта 1048 года.

Для хранения святыни была построена церковь в бенедиктинском монастыре. В настоящее время этот маленький круглый храм носит имя мученика архидиакона Лаврентия (Rotonda di San Lorenzo). Место, где были обретены два священных сосуда, отмечено крестом в середине храма.

В 1055 году маленькая часть Крови была пожертвована в немецкий город Вайнгартен, где хранится и почитается до настоящего времени в бенедиктинском аббатстве.

В 1472 году было начато строительство базилики святого апостола ­Андрея, чтобы поместить в нее Святую Кровь. В 1479 году была вновь обретена та часть Крови Господа, которая была спрятана в церкви святого апостола Павла.

В настоящее время Кровь Христова сохраняется в двух золотых чашах в крипте (подземной части храма) кафедрального собора святого апостола Андрея. В Великую Пятницу эти две чаши выносятся на поклонение верующим, а также совершается крестный ход по улицам города.

 

Место хранения сосудов с Кровью Христа в крипте  кафедрального собора в Мантуе

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Крест Господень, Туринская Плащаница, Плат Вероники, Сударь из Овьедо, Хитон из Трира, Туника из Аржантоя, Святой Лик из Манопелло могут для кого-то послужить пособием в утверждении их веры. Однако взыскующему сердцу Господь открывает Себя и помимо материальных пособий, причем с такой неопровержимой достоверностью, что уже никакие доводы рассудка и научного знания не могут его разубедить. Наиболее сильные из таких верующих идут на муки и смерть ради открывшейся им Истины, и это лучшее доказательство того, что Истина существует. Для христиан истина не «что», а «Кто», ибо «Бог есть истина» (Иер. 10, 10). Эта Истина облеклась в наши плоть и кровь, чтобы в должной полноте открыть Себя миру и указать нам путь к Себе — к вечной и блаженной жизни. «Я есмь путь и истина и жизнь», — сказал о Себе Христос (Ин. 14, 6). Будучи Богом и Человеком, Он указал нам путь к Себе ценой собственных страданий, мук и крестной смерти, свидетельством и рассказом о которых для верующих являются святыни Его спасительных Страстей.