Акафист священномученику ПРОКОПИЮ ХЕРСОНСКОМУ

 

Дни памяти:

5 сентября (н. ст.)

23 ноября (н. ст.)

 

Тропарь, глас 1

Светильник всесветлый во граде Херсоне явился еси, пастырю добрый, священномучениче Прокопие, любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, твердо стояти во исповедании веры православныя призывал еси; мученически со пресвитером Иоанном за Христа пострадавый, и ныне купно с ним на Небеси Престолу Божию предстояще,  молите Милостиваго Бога отечество наше в Православии и благочестии утвердити, мир Церкви даровати  и душам нашим велию милость.

 

Кондак, глас 4

Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, безбожия силу побеждая, поборник явился еси Херсонстей пастве, святителю Прокопие; темже со пресвитером Иоанном, сподвижником твоим, тя почитающе, со умилением вопием: от бед избавите нас усердными вашими мольбами, священномученицы преславнии.

 

Кондак 1

Избранному на жертвенное служение Богу, ныне у Престола Вседержителя предстоящему, священномученику Прокопию благодарственное приносим пение. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, ограждай нас от всяких зол и обстояний молитвами твоими, да зовем ти: Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Икос 1

Ангели на Небеси возрадовашася зело рождшемуся тебе, святителю Прокопие, в праздник Рождества Христова: ты бо младенческим гласом восхвалив Богомладенца Иисуса, верно послужил еси Ему ангельским житием своим. Мы же, видяще тя, яко избран сосуд благодати Божественныя, вопием ти:

Радуйся, в день Рождества Иисусова преславно рожденный.

Радуйся, со Ангельскими чинми Христа восхваляяй.

Радуйся, Духа Святаго честное вместилище.

Радуйся, законов Божиих благое хранилище.

Радуйся, правде Христовой усердно послуживый.

Радуйся, службою твоею Христа ублаживый.

Радуйся, житием своим Ангелом подражавый.

Радуйся, во Царствии Божии награду стяжавый.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 2

Видя велие усердие к познанию богословия, дарова тебе Господь, отче Прокопие, разумети Писания Божественныя. Ты же в сердце своем словеса Христовы: "Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем", - нося, потщался еси поученьми твоими и примером добрым люди в вере Христовой утвердити, научая непрестанно пети: Аллилуия.

 

Икос 2

Разумом, данным тебе от Бога, уразумел еси добре, блаженне Прокопие, яко в мире неудобь обрящеши спасение; сего ради брака уклонился еси, Единому Господеви благоугождати хотя. Мы же, умиляяся иноческим подвигом твоим, яко Ангелу, поем ти:

Радуйся, явивыйся Ангельским Силам светлое уподобление.

Радуйся, пребывати во святости имевый велие произволение.

Радуйся, душу свою от соблазнов усердно хранивый.

Радуйся, в сердце своем Иисуса с любовию носивый.

Радуйся, чистоту в житии твоем многоскорбнем выну соблюдавый.

Радуйся, помыслы суетныя и неполезныя далече от себе отгнавый.

Радуйся, верность Христу присно сохранявый.

Радуйся, всего себе от пристрастий земных удалявый.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 3

Силу Вышний дарова тебе на служение Церкви, священномучениче Прокопие, ты бо добре потрудился еси в земли Томстей и Иркутстей и многия подвиги тамо подъял еси, непрестанно помощи у Господа прося и воспевая Ему: Аллилуия.

 

Икос 3

Имущи душу твою, присно к Богу любовию пламенеющую, сан священства приял еси, святе Прокопие, и, помощию Божиею вспомоществуемый, усердно служил еси олтарю Господню. Мы же, прославляюще подвиги твоя, похвальная восписуем ти:

Радуйся, пред олтарем Господним Богу обрученный.

Радуйся, во священстве благодатию дивно почтенный.

Радуйся, священством твоим Христу славно угодивый.

Радуйся, вся службы со страхом и благоговением совершавый.

Радуйся, пред всеми Христа исповедавый.

Радуйся, Царствие Небесное от Него унаследовавый.

Радуйся, о душах наших молитвенниче усердный.

Радуйся, на Суде Господнем защитниче наш верный.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 4

Буря ярости воздвижеся на Церковь Христову, егда безбожницы восхотеша разрушити ю. Ты же, святителю Христов, архиепископом в земли Херсонстей от Господа поставлен был еси, да пасеши словесное стадо, от хищных волков сохраняя е, с ним же благодарственно взывал еси укрепляющему тя Христу Богу: Аллилуия.

 

Икос 4

Слышаще и видяще православнии людие равноангельное житие твое, священномучениче Прокопие, притекаху к тебе послушати словеса твоя, да водимии тобою, праведнаго жития достигнут. Мы же, видяще тя украшенна смиренномудрием и кротостию Христовою, с радостию зовем ти:

Радуйся, апостолом на Небеси сопричастниче.

Радуйся, Христовым святителем сопрестольниче.

Радуйся, благодетелю наш, предстательством твоим Царствия Небеснаго нас сподобляющий.

Радуйся, молитвами твоими от ада преисподняго души наша спасающий.

Радуйся, молящийся о всех в помощь тя призывающих.

Радуйся, слышащий всех к тебе с надеждою взывающих.

Радуйся, паству Херсонскую, в гонениях сущую, верною Христу сохранивый.

Радуйся, стаду своему словесному разсеятися не попустивый.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 5

Боготечную звезду яви тя Господь граду Херсону, святителю Прокопие, ты бо поучении твоими паству свою наставлял еси, да вси единым сердцем и едиными усты взывают Спасителю Богу: Аллилуия.

 

Икос 5

Видя, священномучениче Христов, како врази Церкви Православныя на агнцы твоя ополчахуся, вся силы своя полагал еси, да ни един не отпадет от стада твоего; сего ради и пострадал еси, яко добрый пастырь, душу свою за словесныя овцы полагая. Сего ради приими от нас сие усердное славословие:

Радуйся, всех противников на пути к Царствию Небесному победивый.

Радуйся, блаженный небожителю, вечных благ наслаждаяйся.

Радуйся, Самаго Христа Бога вождем к Небесному отечеству имевый.

Радуйся, светильниче пресветлый, на церковней свещнице поставленный.

Радуйся, твердый столпе Православия, имже Святая Церковь красуется и укрепляется.

Радуйся, тобою бо слово Христово: "Претерпевый до конца, той спасен будет", - исполняется.

Радуйся, за терпение твое нетленный венец на Небеси прияти сподобивыйся.

Радуйся, благами Небесными за скорби земныя утешающийся.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 6

Проповедником воли Божией был еси, священномучениче Прокопие, егда вместо смерти, тебе предстоящия, далече от паствы своея удален был еси. Ты же, яко агнец кроткий, страдания вся за Христа беззлобно претерпевал еси, воспевая усердно Богу: Аллилуия.

 

Икос 6

Возсиял еси, яко лучезарное светило, горением любве твоея ко Господу, архиерею Божий, тако и чада твоя духовная любити Господа и уповати на Него научал еси. Приими же и от наших любящих сердец похвалы сия:

Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.

Радуйся, о нас пред Богом верный предстателю.

Радуйся, терпением своим мучителей удививый.

Радуйся, праведным житием твоим многих ко Господу обративый.

Радуйся, пред всеми небоязненно Христа исповедавый.

Радуйся, Царствие Небесное верностию Христу унаследовавый.

Радуйся, ныне на Небесех Бога о нас умоляющий.

Радуйся, яко искусный кормчий, к вечному блаженству нас приводящий.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 7

Хотяще вечное спасение получити, всеблаженне Прокопие, Господу нашему во всем подражал еси, скорбным путем к Царствию Небесному шествуя: взем бо иго Христово на себе и смирению и кротости научивыйся у Него, обрел еси покой души своей, присно зовущей Творцу: Аллилуия.

 

Икос 7

Новое гонение воздвиже на тя, священномучениче славне, враг рода человеческаго, егда  гонители Церкви  паки  отлучиша тя от паствы твоея, первее на Соловки, и по сем на Урал. Ты же, многия скорби перенося в краях дальних, присно в молитвах благодарил еси за вся Благодетеля Бога. Мы же, похваляя страдания твоя, взываем ти:

Радуйся, яко вся искушения в житии твоем добре превозмогл еси.

Радуйся, яко купно со Христом на Голгофу свою  шествовал еси.

Радуйся, голод, и мраз, и иныя страдания до конца мужественно претерпевый.

Радуйся, присно пребывати со Христом восхотевый.

Радуйся, яко светлая свеща во мраце греховнем светящий.

Радуйся, яко светильник в Церкви Православней горящий.

Радуйся, терпению нас научающий.

Радуйся, всех от погибели адския молитвами твоими спасающий.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 8

Странником и пришельцем в мире сем был еси, святе Прокопие. Господь же, любящия Его любяй, тако устрои, яко да и в заточении службу совершати возможеши, и сим многих утешиши, вразумиши и наставиши, благодаря за вся благодеяния Христа Бога и воспевая Ему усердно: Аллилуия.

 

Икос 8

Всем сердцем твоим и душею возносивыйся ко Господу, егда в заточении службы церковныя совершал еси, святителю Прокопие. Мы же, за таковое твое твердое исповедание православныя веры, ублажая тя, возсылаем ти усердное хваление:

Радуйся, добрый пастырю ищущих спасения.

Радуйся, образе кротости, смиренномудрия и терпения.

Радуйся, гонящим тя вся прощавый.

Радуйся, паству Херсонскую в тяжких лишениях не оставивый.

Радуйся, и ныне со усердием ей помогаяй.

Радуйся, преодолевати вся препоны вражия ю научаяй.

Радуйся, верный о нас пред Богом заступниче.

Радуйся, теплый о нас пред Спасителем нашим молитвенниче.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 9

Всякое естество удивися твоему, священномучениче Прокопие, славному подвигу: ты бо, плоть распяв со страстьми и похотьми, молитвою неустанно отгонял еси вся напасти и искушения, от духов лукавых исходящия. Мы же, тобою научаеми мужественно претерпевати вся лишения Христа ради, с тобою купно взываем Ему: Аллилуия.

 

Икос 9

Витийства человек, не ведавших истины веры православныя, словом Божиим отметал еси, досточудне, увещавая паству свою твердо стояти во Православии, не внимая словесем возстающих на Церковь Божию. Сего ради хвалим тя за таковое твое попечение о спасении душ наших пении сими:

Радуйся, Церкви Христовы светило светозарное.

Радуйся, пастве твоей заступление предивное.

Радуйся, возвеселивый Ангельский чин твоим за Христа страданием.

Радуйся, по Бозе и Богородице все наше упование.

Радуйся, тесным путем к Дому Божию шедый.

Радуйся, благословение Отца Небеснаго наследивый.

Радуйся, Божия милости нам щедрый подателю.

Радуйся, пред Господем наш верный предстателю.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 10

Спастися хотящим и Небеснаго Царства взыскующим вспомоществовал еси, святителю предивный, верныя чада твоя присно утешая: ты бо Херсонскою паствою мудро управлял еси и в заточении далече сущи, и даже до мученическия кончины твоея не оставил еси ю, присно наставляя всех на путь спасения и научая пети: Аллилуия.

 

Икос 10

Стена и прибежище был еси чадом твоим, святителю Прокопие, ограждая их молитвами твоими от всех наветов вражиих. И ныне, прославляя святую память твою, усердно молим тя: предстоя Престолу Творца всяческих, защищай присно и нас от всякия скорби и напасти, да умиленно поем ти:

Радуйся, един многоценный бисер, иже есть Христос, стяжавый.

Радуйся, Его ради вся блага мира сего презревый.

Радуйся, Престолу Небесному представ, поклонитися Господеви сподобивыйся.

Радуйся, на Небесех с радостию вселивыйся.

Радуйся, Ангелом и всем святым во Царствии Божии сожителю.

Радуйся, града Херсона Небесный хранителю.

Радуйся, пред Отцем Небесным Христом исповеданный.

Радуйся, на Небеси надеждою вечнаго спасения обрадованный.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 11

Пение ангельское всеумиленно принося в души твоей, священномучениче Прокопие, мужественно на смерть со Иоанном пресвитером шествовал еси. Мы же, взирая на подвиг и мученическую кончину вашу, взываем ко Господу: Аллилуия.

 

Икос 11

Свет Небесный осия души ваша, священномученицы святии Прокопие и Иоанне, егда сия вознесени быша святыми Ангелы ко Престолу Господню. Сего ради, немощный глас наш ко ангельскому пению совокупив, восхваляем мученическую кончину вашу и взываем:

Радуйтеся, в невечернем дни Царствия Божия водвореннии.

Радуйтеся, славою Божиею на Небесех осененнии.

Радуйтеся, пред Христом Иисусом приснии наши заступницы.

Радуйтеся, веры православныя неустрашимии исповедницы.

Радуйтеся, во Царствии Небеснем нетленную часть улучившии.

Радуйтеся, от Искупителя вечную мзду приимшии.

Радуйтеся, с Небесе на нас присно взирающии.

Радуйтеся, на спасения стезю нас наставляющии.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 12

Благодатию от Бога почтенный, святителю отче Прокопие, сердце твое сокрушенно и смиренно соблюл еси. Сего ради молим тя, архипастырю наш: научи и нас, чад твоих, смиренным сердцем и сокрушенною душею купно с тобою славити Бога песнию: Аллилуия.

 

Икос 12

Поюще твое ангелоподобное житие и восхваляя мученическую кончину твою, Прокопие всеблаженне, благодарим Щедраго и Милостиваго Бога, Иже дал есть нам таковаго крепкаго покровителя и защитника граду нашему. Сего ради, уповая на велию помощь твою, с надеждою взываем ти:

Радуйся, града Херсона милостивый покровителю.

Радуйся, паствы Херсонския мудрый святителю.

Радуйся, верныя люди от врагов защищаяй.

Радуйся, всех от болезней и скорбей присно избавляяй.

Радуйся, краю Херсонскому присный предстателю.

Радуйся, благ вечных и временных нам от Бога подателю.

Радуйся, словесному стаду твоему добрый пастырю.

Радуйся, добрый и благий наш архипастырю.

Радуйся, священномучениче Прокопие, Херсонскаго края светильниче неугасимый.

 

Кондак 13

О преславный угодниче Божий, священномучениче Прокопие, светлый светильниче земли Херсонския! Ныне, восхваляя святую память твою, молим тя: приими от нас малое сие моление наше и умоли Господа, да милостив будет к немощем нашим и, простив нам всякое прегрешение вольное же и невольное, сподобит нас на Страшнем Суде одесную Его стати и купно с тобою и со всеми святыми в радости нескончаемей воспевати: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

Молитва

О преславный священномучениче Прокопие, страстотерпче непреодоленный, архиерею Божий и о Церкви Херсонстей ходатаю! Призри на моление нас, почитающих святую память твою, и испроси нам у Христа Бога прощения грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия. Моли о нас Спасителя всех, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче всеблаженне, веру и благочестие во всех нас, и да избавит нас Господь от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милостивый наш предстателю! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней и да подаст вся на потребу человеком полезная. Наипаче же да сподобимся молитвами твоими Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже честь и поклонение подобает со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

ЖИТИЕ

Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился в праздник Рождества Христова (25 декабря) 1877 г. в семье священника Симеона Титова, проживавшего в г. Кузнецке Томской губернии. Во святом Крещении ему дали имя Петр, в честь митрополита Петра.

История не сохранила нам подробностей из отроческой жизни владыки Прокопия, но известно, что рос и учился он в своей семье. Благочестивое воспитание в духе православной церковности и определило дальнейший жизненный путь Петра Титова.

Начальное духовное образование он получил в училище, а затем поступил в Духовную семинарию города Томска, которую успешно закончил в 1897 г. В этом же году он поступает на первый курс Казанской Духовной Академии. Здесь он формируется как ученый-богослов и, защитив кандидатскую диссертацию в 1901 г., получает ученую степень.

Слова Христа: «Кто исполнит заповеди и научит этому людей - будет велик в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19), - глубоко запали в сердце молодого богослова. И действительно, проповедь, учительство, духовное окормление паствы пройдут красной нитью через всю его святую жертвенную жизнь.

Первое, с чего начал Петр свое служение в Церкви, это преподавание в Томском Духовном училище, куда 19 июля 1901 г. он был назначен учителем русского и церковно-славянского языков.

Когда пришло время Петру, как служителю Церкви, сделать выбор пути в жизни - он избрал монашество. 21 августа 1901 г. в Успенском монастыре г. Уфы состоялся монашеский постриг Петра, с наречением имени Прокопий. На следующий день он был рукоположен в иеродиакона, а 23 августа – в сан иеромонаха.

В Томском Духовном училище он трудился ревностно, проявляя незаурядные способности и познания, которые довольно быстро были замечены и оценены Церковью, и уже в сентябре 1901 г. он был переведен заведующим Томской церковно-учительской мужской школой при архиерейском доме, которая, в соответствии с решением Святейшего Синода, должна была готовить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой также руководил отец Прокопий.

В мае 1906 г. иеромонах Прокопий был назначен на должность преподавателя Священного Писания в Иркутской Духовной семинарии. Здесь он работает под руководством архимандрита Евгения (Зернова), будущего новомученика. В 1909 г. он был включен в состав Комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского, по молитвам которого происходили многочисленные чудеса и исцеления. В 1908-1909 гг. он также являлся цензором «Иркутских епархиальных ведомостей».

30 августа 1909 г. иеромонах Прокопий возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в Житомире. С искренним сожалением прощались с отцом Прокопием ректор Иркутской Семинарии архимандрит Евгений (Зернов), преподаватели, учащиеся и духовенство Иркутска. Характеризуя его труды, церковные деятели Иркутска писали, что он являлся одним из самых вдохновенных проповедников города. Для того, чтобы послушать его в собраниях церковного Иркутского Братства во имя святителя Иннокентия, сходились сотни людей. Во все праздники он служил акафисты в Крестовой архиерейской церкви, причем его служение отличалось большой молитвенностью, и после каждой службы он произносил глубоко назидательное слово. Прихожане настолько полюбили его, что во время последней службы и проповеди многие искренне плакали. Отец Прокопий был вдохновителем и организатором благотворительного отдела при Братстве Святителя  Иннокентия. Благодаря, главным образом, его трудам, удалось помочь многим беднякам.

Переехав по ходатайству своего учителя владыки Антония (Храповицкого) в Украину, в г. Житомир, отец Прокопий, как и везде, занялся активной миссионерской проповедью и учительством. Основание годом ранее архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) пастырское училище стало одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни. Все преподаватели училища были в священном сане, а ученики носили духовную одежду. Быт училища, организованного в стенах монастыря, был приближен к монастырскому. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию, который преподавал аскетику, полемическое и пастырское богословие. Лекции его пользовались огромной популярностью у учащихся. Он был не только талантливым преподавателем, но и вдохновенным проповедником. Его лекции и проповеди производили неотразимое действие на души слушателей. Кроме того, современники отмечали, что его отношение к подчиненным и сослуживцам всегда отличалось полной определенностью, непобедимой верностью своим убеждениям и отеческой снисходительностью. И везде, где бы он не нес послушания, которые давала ему Церковь, он был для христиан примером «в словах, в жизни, любви, вере, чистоте и духе» (1 Тим. 4, 12). В 1910-1914 гг. он также являлся цензором «Волынских епархиальных ведомостей».

В преддверии мировых потрясений и гонений на Святую Церковь Господь призвал Своего избранника к высшему иерархическому служению. Архиерейская хиротония архимандрита Прокопия состоялась 30 августа 1914 г. в кафедральном соборе города Одессы. Преосвященный Прокопий решением Святейшего Синода был назначен викарием Одесско-Херсонской епархии с титулом Елисаветградский.

С первых дней архипастырского служения владыка Прокопий снискал уважение и любовь среди духовенства и мирян, вверенных его святительскому окормлению. Скромность его жизни вдохновлялась заповедью Иисуса Христа - «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20, 27). Несмотря на высокий архиерейский сан, он всегда считал себя в первую очередь монахом и пастырем, а не «церковным начальником», в общении был очень прост. Его глубокое смирение и сострадательность легли в основу той удивительной любви одесско-херсонской паствы к своему архиерею, которую не смогли разрушить ни жесточайшие богоборческие гонения, ни долгие годы ссылок и тюрем. Замечательная работоспособность епископа поражала всех. Он часто совершал богослужения, обстоятельно проповедовал. Посещая отдаленные приходы, владыка, не считаясь со своим временем, подолгу беседовал с народом и при всякой возможности оказывал помощь.

Но вот наступил 1917 год, а вместе с ним зловещее время испытаний для Церкви - время темной ночи безбожия. Несмотря на политические перевороты, разруху и войну, в 1918-1919 гг. Православная Церковь созывает Священный Собор, на котором ее Предстоятелем был, Божиим Промыслом, избран Патриарх Тихон. На этом Соборе епископ Прокопий, как делегат от Одесско-Херсонской епархии и член Комиссии по освидетельствованию мощей, огласил доклад о святителе Иркутском Софронии (Кристалевском), и вместе с другими иерархами поставил свою подпись под Деянием о прославлении святителя Софрония в лике святых.

На этом же Соборе он был назначен наместником Александро-Невской Лавры, которой управлял с 14 декабря 1917 г. по 26 января 1918 г. Сразу же после своего назначения владыка создает Братство защиты Александро-Невской Лавры, Председателем которого и был избран. Вместе с членами Братства, перед ракой с мощами св. блгв. кн. Александра Невского владыка Прокопий дал обет защищать обитель до последнего вздоха. Когда большевики попытались захватить Лавру, по его благословению в набат зазвонили лаврские колокола, собравшие множество православного народа, в результате чего богоборцы были вынуждены на время бежать из обители.

В январе 1918 г. владыка Прокопий был арестован большевиками вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) и всем Духовным собором Лавры за отказ оставить монастырь для размещения в его помещениях большевицкого военного лазарета.

Чудом спасшись от смерти и выйдя на свободу, решением Поместного Собора от 26 января (8 февраля) 1918 г. владыка Прокопий был назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии.

Положение в стране ухудшилось, началась гражданская война, которая не давала возможности общаться с Патриархом многим правящим архиереям. Святейший Патриарх Тихон издает Указ о временном самоуправлении епархиями на местах. В 1921 г. по Указу Святейшего Патриарха Тихона епископ Прокопий назначен правящим архиереем Херсонской епархии.

Некоторое время он исполнял обязанности Управляющего Екатеринославской епархии, и в этот период принимает участие в возведении в сан архимандрита Онуфрия (Гагалюка), будущего новомученика Слободского края. В 1922 г. владыка Прокопий познакомился с иереем Иоанном Скадовским, и эта встреча стала началом большой духовной дружбы, прошедшей через все испытания и сохранившейся до самой их мученической кончины. Так Промыслом Божиим пересекались пути тех, кто в дальнейшем разделит общий крестный путь к Голгофе.

До начала 1923 г. владыка Прокопий живет в Херсоне. Это был золотой период в его жизни, когда он молитвой и добрыми делами сплачивает вокруг себя херсонскую паству. Частые проповеди глубокого содержания, обязательное общение с простыми верующими, регулярные богослужения в городских храмах и очень мягкий характер, - все это снискало владыке любовь всех православных города. Для многих он был духовным отцом. Многих священников, когда они еще были отроками, именно он благословил на трудный пастырский путь.

В 1923 г. в Херсоне появились так называемые живоцерковники, Епископ Прокопий полагает все силы на борьбу с этой духовной пагубой. Но в скором времени, не без помощи обновленцев, его арестовывают и заключают в херсонскую тюрьму. 16 февраля 1923 г. был поистине черный день для всей херсонской паствы, ибо забрали любимого архипастыря, и духовные чада остались сиротами. Это был последний день, когда Херсон видел владыку Прокопия.

В Херсоне в то время образовалась нелегальная религиозная община духовных чад и духовных единомышленников владыки под руководством священника  Иоанна Скадовского и диакона Михаила Захарова. Богослужения совершались на квартире диакона Михаила Захарова (Пролетарская, 55), где жил и о. Иоанн Скадовский. Имя владыки постоянно поминалось за богослужением. В дальнейшем члены общины осуществляли постоянную связь владыки с херсонской паствой, собирали для него посылки, сопровождали его на этапах, доставляли ему передачи и письма, благодаря которым он был в курсе всех епархиальных дел. Невзирая на заключения, этапы и на непрекращающиеся ссылки, архипастырь при первой же возможности отвечал на все письма. В своих ответах он не только утешал скорбящих, но и делал распоряжения, давал советы и благословлял. Он до самой мученической кончины оставался не только формально, но и реально главой своей епархии.

26 августа 1923 г. владыка был переведен в одесскую тюрьму. Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия. Ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ.

После состоявшегося суда, владыка Прокопий за моральную и материальную поддержку добровольческой армии, за сбор пожертвований для солдат и молитву за них на молебнах был приговорен к расстрелу. Но затем, по воле Божией, смертная казнь была заменена на высылку за пределы Украины.

Местом его нового поселения стала Москва, где он без права выезда проживал по адресу Скорняжный пер. (Спасская ул.), 7-1. В течение 9 месяцев, что владыка пребывал в Москве, он принимал активное участие в церковных событиях. Он регулярно присутствовал и высказывал свои суждения по церковным вопросам на совещаниях епископов в Свято-Даниловом монастыре, нередко проходивших в присутствии представителей ОГПУ. Содержание этих суждений впоследствии (после его ареста) явилось одним из оснований для его обвинения.

Владыка Прокопий оказался в числе кандидатур, выдвинутых Святейшим Патриархом Тихоном в члены Синода, подготовка к созыву которого велась в то время. Но с учреждением Синода вопрос не был разрешен, т.к. в это время Святейший Патриарх Тихон скончался. На похоронах Святейшего Патриарха епископ Прокопий служил панихиду с сонмом духовенства. Он присутствовал при оглашении Завещания Святейшего Патриарха Тихона и вместе с другими иерархами Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В июне 1925 г., по инициативе Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), владыка Прокопий был возведен в сан архиепископа. После исповеднической кончины святого Патриарха Тихона, архиепископ Прокопий  становится одним из ближайших помощников святителя Петра (Полянского), активно помогая ему в борьбе против спровоцированного большевиками обновленческого раскола.

Осенью 1925 г. власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским). Среди других, 19 ноября 1925 г. был арестован и архиепископ Прокопий по обвинению в том, что он «состоял и принимал участие в деятельности монархической группы епископов и мирян, поставившей себе задачей использование Церкви и ее аппарата для нанесения ущерба диктатуре пролетариата».

Со дня ареста и до дня вынесения приговора он содержался в Бутырской тюрьме г. Москвы, куда к нему на свидание приезжал священник  Иоанн Скадовский.

26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам заключения в ИТЛ, хотя обвинений в конкретных контрреволюционных действиях ему предъявлено не было.

С июня 1926 г. Архиепископ Прокопий отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, где встретил многих своих соработников по училищу, а также многих видных архиереев, с которыми был в единении и молитве. Здесь он последний раз встретился со своим начальником по Иркутской семинарии епископом Приамурским и Благовещенским Евгением (Зерновым). После освобождения последнего, владыка Прокопий был избран старшим Соловецким архиереем, участвовал в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецкого лагеря).

Пробыв на Соловках до 3 декабря 1928 г., владыка Прокопий, без предъявления нового обвинения, был отправлен этапом в ссылку на Урал сроком на 3 года вместе с епископом Амвросием (Полянским).

От Ленинграда до Тобольска ссыльных архиереев сопровождала супруга священника Иоанна Скадовского Екатерина Владимировна Скадовская, специально приехавшая из Херсона, чтобы послужить святителям. Архиепископ Прокопий и епископ Амвросий шли этапом, а Екатерина Владимировна ехала свободно и на остановках приносила им передачи в дома заключения. В Тобольске владыку Прокопия, епископа Амвросия и Екатерину Владимировну арестовали по обвинению в антисоветской агитации. При аресте у них была изъята рукописная и напечатанная на машинке церковная литература, характеризовавшая общее состояние церковной жизни, которую привезла Екатерина Владимировна. В Тобольском тюремном изоляторе архиереев продержали полтора месяца. После этого дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Екатерина Владимировна уехала в Херсон, а святителей отправили в г. Обдорск (недалеко от Тобольска).

В Обдорске владыка Прокопий и епископ Амвросий прожили месяц, после чего Епископа Амвросия определили на жительство в с. Шурышкары, а владыку Прокопия - в с. Мужи, расположенные в окрестностях Обдорска. В Мужах владыка Прокопий прожил всего 5-6 дней и был отправлен в еще более глухое село Новый Киеват, где прожил с начала 1929 г. по июль 1931 г. В селе было всего 5 домов. Владыка поддерживал связь с митрополитом Петром (Полянским) и другими ссыльными архиереями через Христину Терентьеву, которая была членом церковного совета.

Несмотря на расстояние и положение ссыльного, владыка Прокопий нелегально все же оставался реальным главой своей епархии. Он продолжал ею руководить, несмотря на гонения, аресты и ссылки. Глубокая моральная и духовная связь, возникшая однажды между архипастырем, духовенством и народом, поддерживалась с обеих сторон.

В октябре 1929 г. к владыке приехала Екатерина Владимировна Скадовская и привезла ему Антиминсы, облачения и церковную утварь, а также продукты. Пробыв у святителя до 21 января 1930 г., она выехала в Херсон, но по дороге была арестована. За связь с владыкой Прокопием были арестованы и многие другие члены нелегальной херсонской общины духовных чад владыки (о. Иоанн Скадовский, диакон Михаил Захаров и другие). Все они в 1931 г. были приговорены к различным срокам заключения.

Летом 1931 г. архиепископ Прокопий был снова арестован и Особым Совещание при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «контрреволюционной деятельности, тесной связи с местным зыряно-остяцким населением, настраиванием его против советской власти, перепиской с Херсонской епархией» был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

С 1931 по 1934 гг. владыка отбывал ссылку в Казахстане. Проездом в ссылку через Томск, он встречался со своими родителями и со своей старшей сестрой. Подорванное пытками, тюрьмами и лагерями, здоровье владыки Прокопия было ослабленным. В новой ссылке он тяжело заболел малярией, но Господь сохранил Своего избранника.

По окончании ссылки, в апреле 1934 г. владыка побывал в Москве, где останавливался у брата. Некоторое время он жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел, и святитель выбрал местом поселения г. Камышин Сталинградской области, где находился в ссылке священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг, который и пригласил его к себе.

По дороге архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях, и 16 сентября 1934 г. прибыл в Камышин. Там владыка поселился у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили отец Иоанн Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины Епископ Иоасаф (Попов). По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны. Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса). Еще и еще Преосвященный увещевал свою паству стоять в каноническом Православии и не слушать никого, кто бы ни пришел к ним, пусть даже в архиерейских облачениях.

В Камышине владыка и о. Иоанн организовали домашнюю церковь, где тайно совершали богослужения и ежедневное молитвенное правило. Нового ареста православным подвижникам не пришлось ожидать долго. Нашлись провокаторы и предатели. В конце октября 1934 г. владыка Прокопий был арестован вместе с Епископом Иоасафом (Поповым), священником Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем по доносу запрещенного Епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение священника Георгия Чудновского.

Когда следствие было закончено, Особое Совещание при НКВД СССР вынесло обвинение архиепископу Прокопию и приговорило его к 5 годам ссылки в Каракалпакию.

С начала мая 1935 г. по 1937 г. владыка Прокопий находился в ссылке в Каракалпакии вместе со священником  Иоанном Скадовским и его супругой Екатериной Владимировной. Жили они в г. Турткуле по Чимбайской ул., д. 40. Они организовали домашнюю церковь, доступную для местных жителей. Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к Православию, находил в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. Владыка служил Божественные Литургии, а отец Иоанн совершал таинство исповеди. Все совершалось конспиративно. Жили ссыльные на те же пожертвования из Херсонской епархии.

Но, как и Господь был предан Своим учеником, так и эти исповедники были преданы своим прихожанином, оказавшимся коварным предателем, неким Николаем Придней. Он добровольно явился в НКВД и письменно сообщил заведомую ложь о подрывной деятельности владыки Прокопия и отца Иоанна против советской власти.

Этот донос был роковым - 24 августа 1937 г. владыка Прокопий и его верный сподвижник были арестованы. Следствие длилось недолго. Постановлением тройки НКВД УзССР от 28 октября 1937 г. архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский по одному групповому делу были приговорены к смертной казни.

23 ноября 1937 г. во дворе тюрьмы они были вместе расстреляны и погребены в общей могиле. Место их погребения неизвестно.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 3 мая 1996 г. священномученик архиепископ  Прокопий (Титов) был причислен к лику местночтимых святых Херсонской епархии. Его прославление состоялось 5 сентября 1996 г. в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона.  В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученики Прокопий, архиепископ Херсонский и священник Иоанн Скадовский были прославлены в лике общецерковных святых.

Архиепископ Херсонский Прокопий является небесным покровителем Херсона и всей Херсонской земли. На Архиерейском подворье (ул. Богородицкая, 1) доныне сохранился дом с крестовой Касперовской церковью, в котором проживал святитель в годы своего пребывания на Херсонской кафедре.

 

По благословению


митрополита Херсонского и Таврического Иоанна