Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ее ПРУСИОТИССА

 
 
Празднование:
 
 
5 сентября (н. ст.)
 
 
 
 
Тропарь, глас 1

Возсия в земли Элладстей, яко солнце светозарное, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех выну приходящих к ней с верою и любовию: подаеши бо, Благая, от нея недужным исцеление и слепым прозрение, грешников спасаеши и от всяких бед избавляеши. Сего ради с веселием вопием: Слава преславно Рожденному от Тебе, слава Тобою Чудодействующему, слава милости Своя Тобою нам Подающему!

 

Кондак, глас 3

Явления честнаго Твоего образа, Богородице Дево, радостно совершаем празднество, обретохом бо в нем пристанище в бурях житейских и спасение всенадежное. Сего ради воспеваем величия Твоя и со умилением, припадающе, молимся: спасай нас иконою Твоею, Дево Всепетая.

 

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, прекланяющей на милосердие Сына Своего и токи целебныя изливающей верным от святыя иконы Своея, благодарственная приносим пения. Ты же, Всемилостивая Заступнице, яко предстательство ко Господу имущи, ускори на помощь к нам и от всяких бед избави, да зовем Ти: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, преславным явлением образа Твоего всю страну Греческую озарила еси и струи чудес многих от нея источила еси. Мы же, радости о сем исполняеми, устне наша с любовию отверзаем, глаголюще сице:

Радуйся, благодать Свою первописанней иконе Твоей даровавшая.

Радуйся, дивную икону Твою Прусиотиссу тояжде благодати причастну соделавшая.

Радуйся, моления верных милостиво приемлющая.

Радуйся, плач и слезы скоро утоляющая.

Радуйся, с высоты Небесныя лучами милости земнородных озаряющая.

Радуйся, о спасении рода человеческаго Господа умоляющая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 2

Видящи поругание святых икон, императором Феофилом творимое, юноша некий взем образ Богоматере из града Пруса и во иную страну отъиде. Егда же путь свой творяще, сокрыся от него икона сия. Он же неутешен пребывая, но Промыслу Божию себе вдая и все упование свое на Господа возложив, воспе: Аллилуиа.

 

Икос 2

Разумом своим постигнути не возмогши идеже икона Твоя святая пребывает, юноша, печален сый, в путь свой отъиде. По мале же времени храм во имя Святыя Премудрости Божия воздвигнув, прилежно в нем моляшеся, скорбь сердца своего услаждая, вопиюще Тебе, Владычице, сице:

Радуйся, Утешительнице всех страждущих и скорбящих.

Радуйся, Заступнице всех беды и напасти терпящих.

Радуйся, Путеводительнице спасения ищущих.

Радуйся, непостыдное Упование надежду на Тя возложивших.

Радуйся, милостиво руце Свои к нам простирающая.

Радуйся, любовию Своею сердца наша умягчающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 3

Силу Божественныя благодати даруеши, о Богомати, всем усердно Сыну Твоему и Богу служащим, можеши бо у Него испросити вся, елика хощеши. Сего ради, благодаряще Господа за великия Его милости, Тобою нам низпосылаемыя, вопием: Аллилуиа.

 

Икос 3

Имея простоту душевную и помысл чист, пастух некий сподобися образ Твой святый, небесною славою сияющ, в пещере узрети и пение ангельское слышати. Сего ради возрадовася радостию неизреченною и, падше на лице свое, тако возопи Ти, Пречистая:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево.

Радуйся, Небесе и земли Царице.

Радуйся, честнейшая Херувим.

Радуйся, славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, от Ангел на Небеси воспеваемая.

Радуйся, от человек на земли прославляемая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 4

Бури житейския избежавши, в тихое пристанище под осенение иконы Твоея притекают вси скорбящии и обремененнии и утешение благодатное получают от Тебе, Владычице мира, восхваляя матерния щедроты Твоя песнию: Аллилуиа.

 

Икос 4

Слышавше о чудесех Твоих, Пречистая, от иконы Твоея бываемая, юноша, скорбящий о лишении чудотворнаго образа Твоего, устремися к пещере, идеже икона Твоя чудесне явися. Егда же узре лик Твой, Владычице, славою сияющ, уразуме, яко се есть икона, от поругания им некогда спасенная. Темже, припадше ко образу Твоему, возопи со умилением таковая:

Радуйся, Мати Преблагая, скорби наша в радость претворяющая.

Радуйся, Одигитрие, по стези спасения нас путеводящая.

Радуйся, Отрадо, благодать Свою в сердца верных изливающая.

Радуйся, Утешение, тишину и покой в души наша вселяющая.

Радуйся, Небесных благ Ходатаице.

Радуйся, спасения нашего Споручнице.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Владычице, путь спасения указующая: егда бо образ Твой от юноши, несшаго его во страну свою, удалися и паки в тойже пещере чудесне обретеся, сим волю Твою святую ему указала еси. Он же, в чудеси сем промышление Божие о себе разумев, возопи с любовию: Аллилуиа.

 

 Икос 5

Видевше на камени следы стоп Твоих, Пречистая, и глас Твой услышав, разуме юноша оный шествие Твое к месту явления пречуднаго образа Твоего; егда же к пещере возвратися и паки икону Твою тамо узре, абие намерение в сердце свое положи мир оставити и Тебе, Владычице, служити; обитель же на месте сем устроив и в ней вселися, со смирением вся дни живота своего вопияше Ти:

Радуйся, даров Божия благодати сокровищнице неистощимая.

Радуйся, чудес реко приснотекущая.

Радуйся, ангельских умов удивление.

Радуйся, человеческаго рода украшение.

Радуйся, Благая Помощнице к Тебе притекающим.

Радуйся, скорая Заступнице на Тя уповающим.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь милости Твоя и чудеса, Пресвятая Дево, от иконы Твоея Прусиотиссы бываемая, и светло торжествует, воспевая величия Твоя. Ты же, о Богомати, услышав моления наша, ускори избавити нас от враг видимых и невидимых и исцеление подаждь немощствующим душам и телесем нашим, да радостно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

 

Икос 6

Возсияла еси многими лучами чудес, Богородице Пречистая, чрез святую икону Твою помощь и исцеление верным обильно подающи. Сего ради и нас, Владычице, душевно ослепленных, просвети светом Сына Твоего и Бога нашего, да зовем Ти таковая:

Радуйся, Благая Утешительнице, слезы страждущих изсушающая.

Радуйся, Обрадованная, печаль нашу в радость претворяющая.

Радуйся, Купино Неопалимая, от огненнаго запаления жилища наша сохраняющая.

Радуйся, Неувядаемый Цвете, в чистоте души наша соблюдающая.

Радуйся, Нечаянная Радосте, надеждею спасения нас возвеселяющая.

Радуйся, погибших Взыскание, из греховныя бездны нас изымающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 7

Хотящи новое знамение милосердия Своего явити, Преблагословенная Дево, во обители Твоей, в нейже икона Твоя светло красуется, жену некую, младенца во объятиих своих держащую, с высоты спадшую дивно от смерти спасла еси, да, чудо видяще, вси воспоют Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

 

Икос 7

Новое и дивное чудо явила еси братии обители Твоея, Владычице, егда посреде камене источник воды попечительно им открыла еси; они же благодарни суще за великия щедроты Твоя, воспеша Ти тако:

Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, Живоносный Источниче, духовную жажду нашу утоляющая.

Радуйся, Небесе и земли Царице, врата райския нам отверзающая.

Радуйся, матернею Твоею любовию всех объемлющая.

Радуйся, Церкви Православныя благолепное украшение.

Радуйся, по Бозе вся наша надежда и упование.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы в мире сем, но к кому прибегнем, Владычице, в скорбех странствия нашего, аще не к Тебе, Всеблагая? Не отвержи нас, Мати Божия, но помилуй нас, сирых и безпомощных, да радостно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

 

Икос 8

Все множество чудес Твоих, Пречистая, несть исчислити возможно, яко бо звезды небесныя неисчетны суть: всем бо милости Твоя подаеши от чудотворнаго образа Твоего, болящия исцеляя, скорбящия утешая и всем во всякой нужде помощь скорую подавая. Мы же, Тобою ущедряеми, воспеваем Ти хваления таковая:

Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных.

Радуйся, радосте наша в печалех наших душевных.

Радуйся, страждущим скорую помощь подающая.

Радуйся, слепым прозрение телесное и душевное дарующая.

Радуйся, яко от нападений вражиих нас защищаеши.

Радуйся, яко во бранех со страстьми нас укрепляеши.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 9

Всякия утоляеши болезни и скорби и всем во обстоянии сущим простираеши руку помощи, о Богомати: избавила бо еси некоего раба Твоего Иоанна от рук пленивших его и обитель Твою многажды от разорения и врагов дивно спасала еси; сего ради прихождаху ко образу Твоему чудотворному старцы и юноши, богатии и убозии, монаси и мирстии, помощи и заступления у Тебе просяще и Богу о Тебе вопиюще: Аллилуиа.

 

Икос 9

Ветии многовещанныя недоумевают, како по достоинству восхвалити вся чудеса Твоя, Богородице, от святыя иконы Твоея Прусиотиссы бываемая. Мы же, любовию к Тебе побеждаеми, в простоте сердечней дерзаем воспевати Тебе тако:

Радуйся, неисчерпаемый источниче чудес.

Радуйся, неоскудеваемый кладезю милостей.

Радуйся, чистейший образе целомудрия.

Радуйся, девства сосуде избранный.

Радуйся, Хранительнице всех и утверждение.

Радуйся, всех верных священное прибежище.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби, Человеколюбец Господь дарова нам Тебе, Матерь Свою, в помощь, покров и защиту: да будеши обидимым Заступницею, болящим Целительницею, скорбящим Утешительницею, да всех спасеши и от бед избавиши поющих: Аллилуиа.

 

Икос 10

Стеною и ограждением чудотворная икона Твоя явися, от всех наветов вражиих дивно защищающая: якоже бо иногда братию обители Твоея от разорения спасла еси, тако и нас защити и сохрани, Всеблагая, невредимы от всех напастей и нестроений, да спасаеми Тобою верно вопием:

Радуйся, всякия милости Подательнице.

Радуйся, чтущих Тя Милостивая Покровительнице.

Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая.

Радуйся, лучами чудес Твоих всех просвещающая.

Радуйся, ходатайством Твоим Бога умилостивляющая.

Радуйся, хранящим заповеди Его наследие благ вечных подающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 11

Пение похвальное воспеша Ти, Целительнице Благая, сродницы отрока Кимона за дивное избавление от недуга, его гнетущаго: егоже от разслабления телеснаго помазанием елея от иконы Твоея Прусиотиссы дивно восставила еси, да здрав сый душею и телом, Сыну Твоему, Подателю всех благ, вопиет: Аллилуиа.

 

Икос 11

Светозарную икону Твою, Владычице, со благоговением зрят вси с верою и любовию притекающии к ней: веруют бо, яко с нею благодать Твоя выну пребывает. Приими же, Пресвятая Дево, веру и усердие наше, направи путь наш на стези правды, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас и причастниками вечных благ соделает, взывающих Ти:

Радуйся, Всемилостивая Царице, милость Свою на нас простирающая.

Радуйся, Чадолюбивая Мати, заступление Свое нам дарующая.

Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, обетовании благими души верных веселящая.

Радуйся, подвижников благочестия к Горнему Сиону путеводящая.

Радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 12

Благодатию Божественною осеняема, Пресвятая Владычице, месту святому запустению предатися не попустила еси: егда бо икона Твоя «Прусиотисса» из обители во дни лишений тяжких изнесена бысть, Ты, во образе Монахини дивныя, лампаду присногорящею в храме соблюдала еси, да видящии чудо сие воспоют Богу: Аллилуиа.

 

Икос 12

Поюще неисчетная знамения и чудеса Твоя, Пресвятая Дево, припадаем к пречистому образу Твоему и, умильно лобызающе его с трепетом и любовию, восхваляем вся милости и благодеяния Твоя сице:

Радуйся, Присноблаженная, превыше Небес превознесенная.

Радуйся, Небесная Владычице, Живоначальныя Троицы благодатию осененная.

Радуйся, милостей, щедрот и любве неисчерпаемый источниче.

Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище.

Радуйся, матерним попечением Твоим всех нас объемлющая.

Радуйся, покровом Своим всю землю покрывающая.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нас присно утешающая.

 

Кондак 13

О Всепетая Мати Христа Бога нашего, приими сие малое моление наше, от любящих сердец Тебе приносимое, и умоли Всеблагаго Бога явити на нас неизреченное милосердие Свое: спасти души наша и причастниками жизни вечныя нас соделати, да поем Ему во веки: Аллилуиа.

 

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и  кондак 1)

 
Молитва

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая! Се, бедный грешник предстоит Тебе! Не остави мене, всеми оставленнаго, не забуди мене, всеми забытаго, даждь ми радость, неведущему радования. О, тяжки мои беды и скорби! О, безмерны мои грехопадения! Яко тьма нощная - житие мое. И несть в сынех человеческих ни единаго сильнаго ми помощи. Ты - единая моя надежда. Ты - единый мой покров, прибежище и утверждение. Дерзновенно простираю к Тебе немощныя мои руце и молю: умилосердися о мне, Всеблагая, пощади искупленнаго Кровию Сына Твоего, утоли болезни многовоздыхающия души моея, укроти ярость ненавидящих и обидящих мя, возстави силы моя увядающия, обнови, яко у орляте, юность мою, не попусти ослабнути в делании заповедей Божиих. Огнем Небесным коснися смущенныя души моея и исполни ю веры непостыдныя, любве нелицемерныя и надежды известныя, да всегда пою и славлю Тебе, Преблагословенную мира Заступницу, и покланяюся Сыну Твоему и Спасу нашему Господу Иисусу Христу со Безначальным Его Отцем и Жизнеподательным Духом Святым, во веки веков. Аминь.

 
 
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРУСИОТИССА»
 

Знаменитая икона Божией Матери «Прусиотисса» находится в монастыре Прусос, который расположен высоко в горах возле городка Карпениси, в удивительной по красоте области Эвритания и известен всей православной Греции. Тысячи благочестивых греков ежегодно приезжают в это отдаленное место, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Богородицы о своих духовных и телесных нуждах. Икона и монастырь носят название древнего города Пруса (Брусса), ныне Бурса (в Турции).

Во времена императора-иконоборца Феофила (829-842), икона Пресвятой Богородицы находилась в храме монастыря города Пруса. Феофил, последний император-иконоборец, распорядился уничтожить все святые иконы. Один юноша, выходец из знатной семьи, видя с одной стороны чудеса, производимые силой Пресвятой Богородицы через всечестную Ее икону, а с другой - большую опасность со стороны иконоборцев, движимый ревностью по Бозе, взял честную икону Пресвятой Богородицы, чтобы спасти ее от поругания.

Направляясь в Грецию, юноша остановился в городе Галиполи. Там икона внезапно исчезла!

Юноша горько плакал о потере иконы, но решил продолжить свое путешествие с целью остаться и навсегда обосноваться в Греции. Он поселился в Нэа Патрах (ныне селение Ипати возле Лании). Там он построил храм Святой Софии, Премудрости Божией. Это был единственный способ утешиться от скорби, его постигшей.

Между тем, икона продолжила свой путь чудесным образом и остановилась в одной из пещер Эвритании, где находится и по сей день. Эта местность в те годы была непроходимой, удаленной и неизвестной. Не было там поселений и лишь некоторые пастухи в этих оврагах и долинах пасли свой скот. Однажды ночью, один юный пастух, спавший в том месте, где сейчас стоит монастырь Прусос, услышал сквозь сон прекрасное пение. Он проснулся и увидел, как из входа в небольшую пещеру напротив оврага исходит луч света и тянется в самые небеса. Одновременно он слышал и сладчайшие песнопения. Испугавшись, он побежал за своим отцом и сообщил ему об этом. Отец сначала ему не поверил, но на следующую ночь пришел вместе с сыном на то место и наблюдал то же самое. На другой день они привели еще несколько человек и, забравшись в пещеру, обнаружили в одном из углов святую икону Богородицы, окруженную сильным и ярким сиянием. Исполненные радости, простые пастухи приклонили свои колени в молитве и приложились к иконе. Потом они принесли кирки и расширили вход в пещеру. Сами пастухи и их семьи стали ежедневно приходить сюда молиться. Они зажигали перед иконой свечи и воскуряли ладан.

Вскоре известие об обретении загадочной иконы разнеслось по всей округе и дошло до Нэа Патры, где жил тот юноша, который лишился иконы Богородицы. С трепетным чувством он поехал в Эвританию и разыскал пещеру. Взволнованный и радостный, он узнал икону Пресвятой Богородицы, которую сам вывез из Прусы. После первого знакомства и беседы, он объявил пастухам, что забирает икону с собой в Нэа Патру, где для нее приготовил и храм. Он щедро наградил их, но оставил в глубокой скорби, так как они потеряли столь великое духовное сокровище.

Забрав икону, юноша отправился со своим сопровождением в Нэа Патру. Вечер их застал на одной возвышенности, где они решили остаться на ночлег, а икону поместили на развалинах старого храма Пресвятой Богородицы. Когда утром они проснулись, то увидели, что иконы не оказалась на своем месте. Она исчезла! Испугавшись, они подумали, что пастухи пришли тайком ночью и забрали икону. Как только было решено вернуться обратно за иконой, юноша еще там в лесу услышал голос Богородицы. Она уверила его в том, что Сама ушла, потому что хочет остаться в этой уединенной пещере, в этом отдаленном овраге, рядом с простыми пастухами и дикой природой, не желая пребывать среди ересиархов-начальников и иконоборцев-императоров. Пресвятая Богородица предложила ему, если он желает, остаться рядом с Ней и посвятить Ей свою жизнь. Взглянув на скалу, он увидел следы от стоп Богородицы, направленные в сторону той пещеры, где Она первоначально явила Свою икону пастухам.

Отпустив своих сопровождающих, юноша направился к пещере. С ним остался лишь один верный ему слуга. Они преобразовали пещеру в часовню и построили рядом келию, приняли оба монашеский постриг от иеромонаха Рафаила, который жил в одном маленьком монастыре недалеко от села Святой Димитрий (ныне Кастанья). Юноша был назван Дионисием, а верный его слуга - Тимофеем. Они посвятили свою оставшуюся жизнь Пресвятой Богородице, которая назвалась уже «Прусиотисса» и благословила это место благодатью и Своими чудесами.

Обретение иконы явилось первым большим чудом Пресвятой Богородицы. Икона осталась в пещере, а на этом месте Дионисием был образован монастырь с названием Пирсос (что означает «лампада», «свет от огненного столпа»). Монастырь называется также Прусос, потому что икона прибыла из города Прусы.

Как только сегодняшний паломник ступает на асфальт со стороны Карпениси по дороге в монастырь, рядом с речкой Карпенисоти, вверху на одной из вершин горы он видит «отпечаток» иконы Пресвятой Богородицы «Прусиотиссы», где по преданию прошла Пресвятая Богородица, возвращаясь в пещеру. Рядом с дорогой построена небольшая часовня на месте «стоп Богородицы» на лежащих камнях, по которым Она поднялась, чтобы попасть в пещеру. Это место священное и святое. Все вокруг указывает на присутствие Пресвятой Богородицы. Все вокруг принадлежит Ей. Ее икона принимает паломников со всей Греции и со всего мира. Богородица слышит и видит все: вопли и воздыхания, сердечную боль и слезы благодарности, мольбу и плач, глухое молчание, взгляды, простертые руки и прошения об исцелении, молитву матери и проблемы молодых людей. И Она в Своей несказанной любви молится за все и за всех, указывая непрестанно на Сына Своего - Надежду мира.

 
Чудеса Матери Божией по молитвам перед Ее иконой «Прусиотисса»

В 1580 году, спустя несколько столетий со дня основания монастыря Прусос, по вине одного из сторожей в монастыре возник пожар. Огонь распространялся так быстро, что братия не надеялась уже что-либо спасти. Казалось, что неизбежно сгорит и обширная библиотека рукописей, и чудотворная икона Богоматери. Церковь и библиотека, действительно, сгорели дотла, но когда огонь погас, иноки увидели, что икона стоит на престоле, огонь совершенно ее не тронул.

Однажды, в день престольного праздника в монастыре, жена одного священника стояла с грудным младенцем на руках у края ущелья. Вокруг толпился народ, и она, потеряв равновесие, упала и скатилась с края вниз. Нельзя было даже представить, что человек может выжить, упав с такой высоты, т.к. холмы и склоны вокруг монастыря круты и обрывисты, а пещерный храм расположен у края ущелья с отвесным склоном. Монахи вместе с родственниками женщины бросились бежать вниз, чтобы принести тела погибших. Но, спустившись на дно ущелья, они увидели, что женщина спокойно сидит на камне и кормит грудью ребенка. И мать, и младенец совершенно не пострадали при падении. Изумленные иноки и родные стали расспрашивать ее о случившемся. И она сказала: «Когда я упала со скалы, у меня вырвались слова: «Святая Матушка Прусиотисса, помоги!» - и вот, видите - Она помогла».

Летом 1764 года игумен монастыря отец Пелагий (Кавсокаливитис) задумал выкопать колодец для воды во дворе возле храма, чтобы избавить братию от тяжкого труда (им приходилось на себе носить воду со дна ущелья, поднимаясь по крутому, почти отвесному склону). Но работники, которыми руководил албанец по имени Мастронатос, начав копать, увидели, что перед ними стоит крайне трудная задача, поскольку яму нужно было долбить в почти совершенно твердой скале. Как-то днем после обеда, когда они занимались лечением ссадин и порезов на руках, один из работников рассказал, что во сне ему явилась некая Жена и велела копать на правой стороне скалы, где есть источник свежей воды. Услышав это, работники лишь посмеялись над своим молодым товарищем. А он, пристыженный, вернулся к своей работе. Он докопал до края уступа и ударил лопатой по скале справа, как ему было сказано. Оттуда потекла свежая чистая вода. Братия и работники поняли, что получили воду по предстательству Богородицы, и до сего дня паломники берут с собой эту воду как благословение.

Во времена, когда игуменом монастыря был отец Пелагий (XVIII век), случилось так, что хлефты (разбойники) схватили возле деревни Апокорос местного жителя по имени Иоаннис и стали требовать денег. Он ответил, что денег у него нет, но что они могут забрать его лошадь. Он также напомнил разбойникам, что и они все христиане и не должны вести себя как язычники, но они лишь насмехались над ним. Привязав его к дереву с намерением на следующий день пытать его, они легли спать. Он же стал молить об избавлении Матерь Божию «Прусиотиссу». Наконец он задремал, и во сне увидел, как перед ним явилась некая Жена и сказала: «Вставай, чего ты ждешь?» Он проснулся и почувствовал, что руки у него почему-то свободны. Потихоньку выскользнув из разбойничьего лагеря, он побежал в лес. На следующий день он добрался до монастыря и рассказал отцу Пелагию о том, как Богородица вызволила его из рук разбойников. Разбойников начали искать и через три дня поймали. Они понесли заслуженное наказание.

В 1810 году правитель Янины Али Паша, внушавший всем подданным страх, отправил одного из своих военачальников, Хасана Томарицаса, с отрядом конных солдат, чтобы найти разбойников, грабивших эти места и освободить от них территорию Стереа Элласа и Этолии. Здесь кто-то сказал Томарицасу, что насельники монастыря Прусоса снабжали преступников едой и помогали им скрываться от властей. Томарицас, даже не проверив эти слухи, послал одного из своих людей с требованием выдать ему того монаха, который помогал преступникам продуктами, намереваясь казнить его. В случае отказа, военачальник угрожал дотла сжечь монастырь и подвергнуть иноков пыткам. Настоятель с братией отслужили всенощную, молясь о заступлении перед иконой Богородицы «Прусиотиссы». Не успели они окончить молитву, как у Томарициса, находившегося неподалеку, началась лихорадка, он задыхался от нападения злого духа. Его солдаты закричали по-турецки: «Аллах, Аллах, это святое место не хочет покоряться», - отпустили тех баранов, которых до того забрали из монастырского стада, чтобы заколоть и съесть, а сами отправились восвояси. После этого случая люди Али Паши больше никогда не беспокоили насельников монастыря.

Кимон Делигианнис вспоминал, что когда ему было около четырех или пяти лет, его парализовало, и родители носили его по врачам, но все без толку, ребенок угасал на глазах. Бабушка молилась за него перед иконой Богородицы «Прусиотисса». Вся семья после пятнадцатидневного поста отправилась в монастырь вместе с мальчиком. Настоятель совершил над ним молитву и помазал его тело маслом от лампады, горевшей перед чудотворной иконой. Семье дали комнату для ночлега в одной из келий на верхнем этаже. Когда стемнело, в здании напротив загорелась одна из келий. Родители и тетка больного мальчика, стоя у окна, смотрели, как она горит. И тут ребенок поднялся и прошел через всю комнату к окну, чтобы тоже посмотреть на пожар. Родители пришли в изумление и всю ночь благодарили Пресвятую Богородицу. Утром они привели Кимона к игумену, и тот отслужил благодарственный молебен.

В 1947 году, после немецкой и итальянской оккупации, в Греции разразилась гражданская война и жители Карпениси оставили свои жилища и стали беженцами. Монастырь Прусос был частично сожжен, и поскольку содержать его было не на что, братия покинула его, забрав с собой чудотворную икону Божией Матери «Прусиотисса». Горы опустели, в Прусосе не осталось ни души. В 1949 году здесь проходила походным порядком Девятая дивизия армии Греции, и солдаты вместе со своими офицерами остановились посмотреть монастырь. Они были македонцами и не знали его историю, но, увидев обгоревшую церковь и келии, поняли, что это святое место. Они вошли в храм, чтобы помолиться, и там в глубине пещеры обнаружили лампаду, святящуюся, как драгоценный камень перед иконостасом. Перед лампадой на коленях стояла Монахиня. У них не укладывалось в голове, как Она могла жить в таком заброшенном месте, где невозможно было достать пропитание и масло для лампады. Они спросили, как Она тут живет, и Она ответила кротко и ласково: «Я здесь живу уже два года Одна. Мне ни хлеб, ни другая еда не нужна, довольно того, что лампада у Меня горит». Уставшие солдаты и офицеры еще какое-то время постояли там, а потом продолжили свой путь в Нафпактос. Однако потом на привалах обсуждали увиденное в Прусосе - развалины, загадочную Жену, Ее странные слова... Дойдя до мест, где жили люди, солдаты начали расспрашивать их о той разрушенной церкви, и им рассказали, что это был монастырь Богородицы «Прусиотиссы», принадлежащий епархии Нафпактоса. Проходя Нафпактос, они решили зайти к Митрополиту и попросить его объяснить увиденное ими. Митрополит впоследствии вспоминал: «Я рассказал им историю иконы «Прусиотисса», которая уже два года находилась здесь, в Нафпактосе, в храме святого Дионисия, куда они могли пойти и помолиться перед ней. Что же касается монастыря, я сказал им, что монастырь там раньше был, но только мужской и никакая монахиня там никогда не жила. Они вошли в часовню, где находилась икона, и, взглянув на нее, пришли в ужас - изображение на иконе было один в один похоже на ту Монахиню, Которую они видели в Прусосе. Им стало ясно, что они встретились с Самой Царицей Небесной. Они упали на колени, благодаря Матерь Божию за то, что сподобила их стать свидетелями Своего попечения о заброшенной святыне».

В последующие десятилетия икону возвратили в пещерный храм. Монастырь в честь Успения Богородицы был восстановлен. Сейчас там живут иноки, и ежегодно монастырь посещают тысячи паломников.

 
 
По благословению

митрополита Херсонского и Таврического Иоанна